Russian English French German Italian Spanish Turkish
Создание корпоративных сайтов!

Тўй (Свадьба) - Домот-бари (Приход жениха в дом невесты)

Тем временем, сумерки сгущаются и наступает вечер. В доме жениха скапливается тоже немало народу, большей частью мужчины: родственники и многочисленные друзья. Дом гудит словно улей: ближайшие родственники и простой люд, обслуживающий свадьбу, снуют туда-сюда; вакиля дает бесконечные последние указания; друзья, в ожидании домота (жениха) курят в сторонке, обсуждая предстоящий поход к дому невесты, сотрясая переодически своим смехом вечерний воздух; родители жениха волнуются и лихорадочно соображают - не упустили ли чего?; это волнение передается главному "виновнику" торжества: он придирчиво всматривается в зеркало, проверяя - хорошо ли "сидит" на нем халат, не съехала ли в сторону чалма; любопытная и назойливая детвора, собравшаяся со всей округи, так и норовит попасть кому-нибудь под ноги и, прыснув, под оглушительную ругань взрослых, стремительно убегает в сторону для того, чтобы тут же наткнуться на следующего. Словом, нормальная "рабочая" обстановка обычной бухарской семьи.

 "Домот-бари", что дословно означает "вести жениха" - особо запоминающий праздник не только для многочисленной ребятни, но также и для взрослых ребят, поскольку само шествие предполагает наличие неизменных атрибутов, сопровождающих процессию, а именно - двух факелов ("машъал") на длинных шестах, которые несут два факелоносца по обе стороны от жениха, окруженного толпой его близких друзей. Под скандирующие выкрики друзей, плотно облепивших со всех сторон жениха, толпа не спеша движется по направлению к дому невесты. Это яркое и завораживающее зрелище, уходящее своими истоками в глубокую древность, несомненно имеет доисламские, а точнее зароастрийские корни. Удивительным образом, пройдя через века и столетия, оно сохранилось и дошло до наших дней.

Глядя на пляшущие языки пламени, исходящие от факелов и толпу скандирующих людей, фигуры которых высвечиваются на ночном фоне, человек как бы теряет связь со временем, переносясь в то далекое прошлое, где отсутствуют всякие штампы и условности, где нет места никакой религии и никаким догмам, а витает лишь чистый дух, та изначальная сущность, что заложена в каждом из нас с самого начала сотворения мира. Что-то очень , радостное, родное и в то же время непонятное, необъяснимое словами, вибрирует внутри, готовое вот-вот сорваться и зовущее тебя за собой, в словно оставленный и забытый родной дом. И только в самый последний момент сознание реальности существующего мира и страх перед неизвестностью (хотя и желанной), удерживает тебя от дерзкого полета. Во всяком случае, именно такие ощущения всякий раз я испытывал находясь внутри этой процессии когда был еще совсем маленьким ребенком, и те же самые - ощущаю и теперь - будучи уже в зрелом возрасте.

Раньше весь путь полагалось проделывать пешком. Сейчас времена изменились. Теперь довольно часто, если путь до дому невесты не близок, заказывают автобус и едут в нем, останавливаясь примерно за квартал от означенного дома.

Жених, вобравший в себя все существующие в мире добродетели, обязан скромно потупив взор, идти навстречу предмету своего желания. При этом, сдержанность и скромность должны превалировать над всеми остальнымими качествами. Так это полагается по этикету.

На самом же деле, бывает по-разному. У меня до сих пор не стерся из памяти эпизод, вызывающий улыбку, когда мы вели "новоиспеченного" жениха - моего соседа по дому к дому его возлюбленной. То ли толпа была слишком вялой, то ли ребята были уставшими, но то, что традиционного и дружного скандирования с выкриками "А-а-а-ааа!" не выходило, - этот факт был, что называется, налицо. Другой, на месте жениха, возможно бы и расстроился ("А еще друзья называются..."). Однако, вы не знаете моего соседа. Нисколечко не растерявшись, находясь в плотном кольце окружения своих друзей, он вдруг из скромного жениха превратился в ... главного "запевалу". Криками "А-а-а-ааа!" он стал заводить всю "дружину". И, хотя взрослые пристыдили чересчур прыткого жениха, эффект получился своеобразным: до самого дома невесты толпа не смолкала, держась за животы и пытаясь ещё при этом орать, насколько позволяли челюсти, которые свело от смеха...

Однако, вернемся к тому, как должно быть, согласно традиции. Сторона невесты, тем временем, тоже зря времени не теряет, подготавливаясь к встречи домота. Перед домом невесты, недалеко от порога сооружается большой костер, который следует поджечь со всех сторон в тот момент, когда процессия жениха появится на горизонте. Делать это нужно со знанием дела: если зажечь раньше времени, то костер может потерять свою силу (а то и вовсе сгореть) к тому моменту, когда гости поравняются с ним, и наоборот: нехорошо получится, если жених подошел, а костер ещё только-только начинает разгораться. Поэтому такое ответственное дело поручается не всякому "пожарнику".

Теперь представим, что все получилось как надо: свита жениха подошда к дому невесты именно в тот момент, когда языки пламени вот-вот вознесутся к небу. Жар, конечно, кругом порядочный. Теперь, по традиции жених со своими друзьями должен три раза обойти костер, прежде чем переступить порог дома своей суженой. Обход следует совершать также, как и шли - не спеша. Конечно, неплохо было бы быстро пробежаться, но... авторитет ронять не хочется.

Поскольку друзья ни на минуту не разжимают кольцо, в центре которого находится жених, то - понятное дело - жарче всего (в прямом и переносном смысле) приходится тем из его друзей, которые находятся со стороны костра. При этом, скандирование не прекращается. Не раз бывало, что после троекратного обхода у кого-нибудь дымилась подошва обуви. Тут, однако, ничего не попишешь: любовь требует жертв.

Наконец, обойдя три раза полыхающий костер и очистившись огнем, жених и его свита могут пересечь порог дома невесты. Обход совершается по часовой стрелке. Машъал (факела) оставляют снаружи дома, воткнув шесты в землю, рядом с догорающим костром. Скоро погаснут и они.

Даже находясь на "территории невесты", друзья жениха тесным кольцом прячут жениха от остального окружения. Они могут слегка расступиться, пропуская жениха вперед и оставаясь сами сзади него лишь тогда, когда жених в сопровождении оямулло медленно двинется в сторону чимилика. Вы хотите спросить меня: что такое чимилик?

Здесь я мог бы немного покочевряжиться и на восточный манер произнести: "Но тут прокукарекал на заборе петух (или "заорал под дувалом старый ишак") и Шахерезада прекратила дозволенные речи...".

Но, поскольку до утра ещё далеко, то я вам отвечу на это просто: что такое "чимилик" вы узнаете в "следующей серии".

Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург, 2007

Источник: http://bukharapiter.ru

«назад