Тўй (Свадьба) - Домот-салом (Послесвадебные смотрины жениха)
Через три дня после свадьбы родители невесты приглашают зятя к себе домой. Дословный перевод вряд-ли даст вразумительных разъяснений, поскольку "домот" - "жених", а "салом" - "здравствуйте". Сразу же по аналогии в сознании россиянина может всплыть словосочетание "Здравствуйте, я ваша тетя". Поэтому здесь слово "салом" следует рассматривать как "приветствие", "знакомство" и т.д. Следовательно "домот-салом" можно назвать послесадебным знакомством с женихом родственниками невесты.
По этому случаю также накрывается стол и готовится угощение. Приглашаются все близкие родственники невесты: дяди и тети со стороны обоих родителей невесты, а также её братья и сестры. Естесственно, приглашается и сам домот, ради кого, собственно, все и собираются. Одним словом приглашаются все, кроме... её самой. Невесте следует оставаться пока в доме жениха и ждать около полугода. Только по истечение этого срока она сможет вновь увидеть своих родителей.
"Какая жестокость и несправедливость!" - первое, что может возникнуть в мозгу. Но, поразмышляв хорошенько, я пришел к выводу, что наши предки были, все-же, намного умнее и практичнее нас с вами. Следует учесть, что воспитанию девочки (а потом - девушки) в бухарской семье уделяется достаточно серьезное (если не сказать - главное) внимание, поскольку именно на ней, можно сказать, впоследствии держится бухарский дом, бухарская семья и, можно сказать, сама Бухара. Не случайно, на протяжении всей истории Бухары, можно проследить, как многие завоеватели, начиная от Александра Македонского (помните, - знаменитая Роксана?) и до правителей последней мангытской династии (почти все жены эмиров последней династии были родом из Бухары), стремились взять себе в жены именно бухарских женщин. Рискуя получить в ухо, тем не менее, я бы назвал такую женщину гибридом, взращенной самою Природою, путем смешения качеств, присущих таким личностям как Беатриче, Александра Коллонтай и Жанна д'Арк.
"Чем же они так необыкновенны и хороши?"- может возникнуть вполне резонный вопрос. И я, в духе "ура-патриотизма" воскликну: "всем". И прежде всего своим грамотным понимаем жизни в целом, своей гибкостью ума, широтой взглядов, мудрым управлением домашнего хозяйства, беззаветной преданностью интересам супруга, являясь для последнего поистине не только женой, но и верным другом и помощником во всех его делах. И если это необходимо, она способна пойти на любые жертвы и самоограничения, лишь бы это пошло во благо мужу. Потому что для неё: "его позор - это её позор", "его победа - это только его победа". Такие понятия, как "не повезло с мужем" или "не сложилась жизнь" ей чужды: "если не повезло с мужем, значит сама во всем виновата" - вот ход её мыслей. Сабр (терпение) - одно из главных качеств, внушаемой ей с детства. "Учись терпеть - внушает ей бабушка, - и запомни: Аллах никогда не взваливает на человека непосильной ноши. И прежде, чем обвинять во всех бедах кого-то, проанализируй прежде всего себя".
Как это диаметрально противоположно тем установкам, что зачастую провозглашаются сегодняшними "свободными, современными и независимыми", но, как правило, часто глубоко несчастными в личной жизни, представительницами эмансипации и равноправия.
Любая попытка (в первые месяцы после замужества) при малейшем разногласии с супругом "забрать свои манатки" и вернуться домой, к маме", осуждается и пресекается на корню прежде всего ... самой матерью девушки. Даже если "объективно" дочь права. Настоящая мать неизменно поступит именно так и будет права.
Сказанное вовсе не является руководством к действию или однозначной позицией автора, а всего лишь констатацией фактов.
Самопожертвенность бухарской женщины может быть сравнима разве что с примером жен декабристов. При этом - самой оставаясь неизменно в тени. Она сама строит свою жизнь по тому образцу, что являлся эталоном в их семье, когда она воспитывалась в своем доме, впитывая как губка все советы матери и бабушки. И теперь, попав в новый дом, она также непременно возмет от свекрови и свекра все самое хорошее и ценное с тем, чтобы по истечение положенного срока, при встрече с родной матерью, последняя могла бы гордиться своей дочерью и не опасаться за её дальнейшую судьбу, ибо результаты воспитания будут видны налицо. А для любого родителя нет большей радости, чем видеть плоды своего воспитания.
Конечно-же, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что сейчас таких семей осталось совсем немного. Невольно всплывает аналогия с настоящей петербургской семьей. Тем не менее, я не сомневаюсь в том, что как в самом Петербурге, эти "островки" культуры оказывают свое влияние на общий ход истории России, точно также традиции лучших бухарских семей продолжают подпитывать молодое поколение в истинно бухарском духе. Ибо этот дух является неотъемлемой частью того универсума, что на нормальном языке всех народов называют универсальными общечеловеческими ценностями.
Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург, 2007
Источник: http://bukharapiter.ru
«назад