Russian English French German Italian Spanish Turkish
Доска объявлений Бухары!

Тўй (Свадьба) - Фотиҳа (Женский праздник)

Как я уже описывал выше "Фотиха" является исключительно женским праздником, на котором кроме многочисленных родственниц с обеих сторон, присутствуют также соседи, сотрудницы по работе и просто близкие подруги и знакомые. Обычно это мероприятие проводится в доме невесты. Каждый уважающий себя житель Бухары с молодых лет стремится обзавестись собственным домом (или, как говорят в обиходе "участком"), который позволял бы в будущем проводить подобного рода свадьбы и обряды, предусматривающие, как правило, немалое количество народа. Обычные панельные дома считаются нечто вроде "клетушек", в которых летом задыхаешься от жары, исходящей от бетонных блоков, а зимой мерзнешь из-за недостаточного тепла. И кроме того, в таких квартирах не особо развернешься со свадьбой, предполагающей двести и более человек.

Во дворе дома невесты расставляются столы и стулья, взятые напрокат, накрываются скатерти (бывает и без них); столы серверуются всевозможной снедью, закусками и фруктами. На заднем дворе, огороженным "чодиром" (брезентом) устанавливается огромный казан, вокруг которого "колдует" нанятый специально усто со своими помошниками ("шогирд") над очередным праздничным блюдом (чаще всего это - "кабоб" - разновидность жаркого). Домашняя же кухня на это время превращается в настоящую чайхану, где на всех четырех конфорках в огромных баках постоянно кипятится вода для заварки чая. А ванная комната служит складом для спиртного: в неё закладываются большие куски льда, привезенные заранее с хладокомбината, вокруг которых стынут всевозможные бутылки с вином, шампанским, водкой и коньяком.

Один из углов двора предоставляется в распоряжение музыкантов, нанятых для того, чтобы веселить гостей. Самые близкие родственники невесты, как правило, являются обслуживающим персоналом: они не имеют права сидеть и веселиться наравне с гостями, а должны всячески тормошить и веселить скованную в начале мероприятия публику. Их "свадьба" будет чуть позже, когда закончится основное веселье и гости разъедутся по домам.

Сторона жениха, тем временем, прихорашивается и проверяет - все ли подарки уложены как следует, не забыли ли чего. Наконец, наняв специальный микроавтобус, в который заносят подносы ("ляъли") с подарками (как я уже говорил, число их может колебаться от 10 до 16-ти) и расположившись сами, они едут к дому невесты. Не доезжая до самого дома, где-то примерно за квартал, они спешиваются, берут на руки подносы и, под звуки карная, сурная и барабанщика, медленно и торжественно идут в направлении дома, где живет невеста.

Родственники невесты, заслышав характерные звуки музыки, тоже торопятся выйти навстречу гостям и ждут их у порога своего дома. Наконец, процессия подходит к дому невесты, передают подарки в руки её родственников, гости обнимаются и целуются со своими сватами и их окружением. Оямулло, встречая каждую гостью, обмакивает кусочек ваты в муку (символ чистоты, счастья и достатка) и слегка проводит по щекам женщин.

Подарки с подносами заносят в дом, куда приглашают только родных и близких. Там, усевшись в кружок и поставив перед собой подносы, начинают по-порядку их разбирать. Оямулло, руководящая всем процессом громко объявляет содержимое очередного подноса и кому он предназначается. Как правило, сторона жениха делает подарки всем близким родственникам невесты, не забывая никого. Для этого заранее узнаются размеры голов, воротников, а также размеры одежды и обуви тех, для кого будут предназначатся подарки. Каждый поднос подарков помимо всего прочего, дополняется также четным количеством лепешек (обычно 2 или 4) и всякого рода сладостями.

Естесственно, не забывают и саму невесту: её одаривают "с головы до ног". Этим актом будущий муж, как бы показывает, что он самостоятелен и вполне созрел для брака, чтобы суметь достойным образом содержать семью. Правда, чаще всего для того, чтобы провести такое мероприятие, как свадьба, денег одного только жениха может и не хватить, а потому традиционно все близкие родственники помогают ему не только продуктами, но и нередко финансами.

Тем временем, к назначенному часу дом невесты наполняется многочисленными приглашенными гостями - женщинами. После чего всех приглашают за стол, где все уже готово для празднества. Гости рассаживаются на отведенные для них места, хозяева произносят полагающую случаю приветственную речь, музыканты берутся за свои инструменты и женский праздник вступает в свою основную фазу. Слышатся хлопки от пробок шампанского, разливается вино и,... как это ни покажется странным, но ряды бутылок с водкой и коньяком тоже начинают стремительно редеть. Вот вам и "восточная женщина".

- "Да-а, - глубокомысленно вздохнул автор данной статьи - раньше спиртное на такого рода мероприятиях не предусматривалось". Что тут сказать? Времена меняются, люди тоже.

Обязательно во время данного праздника присутствует "созанда" (профессиональная танцовщица, развлекающая гостей). Во время танца к ней переодически подходят женщины и протягивают купюры самого разного достоинства. (1) Чуть позже, когда публика хорошенько "разогреется", статус созанды постепенно блекнет на фоне того, что, порою, вытворяют ещё совсем недавно скромные женщины. Здесь это можно, а иногда даже и приветствуется. Ибо, где ещё женщина может свободно раскрепоститься и дать волю своим чувствам, не стестняясь никого, как не на свадьбе любимой родственницы. Иной раз, войдя в раж, какая-нибудь из женщин такое выдаст, что знаменитый "восточный танец живота" меркнет по сравнению с пластикой, которую способна продемонстрировать, казалось бы, обыкновенная гостья.

Когда разгар праздника достигает своего апогея, то, как говаривал в известном всем нам фильме Иван Васильевич: "Танцуют все!". Деньги "лепят" уже друг другу (вернее, подруге). Вобщем, умеет, оказывается, "оттянуться по полной программе" восточная женщина, если только захочет.

Примечания:

1. А вот здесь уже, деньги - не только одобряемое, но и непременное условие. Однако, и тут не следует "перебарщивать", как это часто можно наблюдать на некоторых свадьбах, где, "соревнуясь и хвастаясь" друг перед другом некоторые гости шокируют публику пачками банкнот.

Г.Саидов
БУХАРСКИЕ МИРАЖИ
Санкт-Петербург, 2007

Источник: http://bukharapiter.ru

«назад