Скупое обучение
— Иди к мастеру Нан-Ину, — посоветовал друг.
И вот Кусуда отправился к Нан-Ину. С собою он нёс кинжал девяти с половиной дюймов, чтобы проверить, насколько сам учитель не боится смерти.
Увидев Кусуду, Нан-Ин воскликнул:
— Здравствуй, друг! Как поживаешь? Мы уже так давно не виделись с тобою!
Ошарашенный Кусуда ответил:
— Мы же прежде никогда не встречались.
— Правильно, — заметил Нан-Ин, — я принял тебя за другого врача, что учился здесь.
Упустив из-за такого начала возможность проверить учителя, Кусуда неохотно спросил, не может ли он получить наставление в дзэн. Нан-Ин сказал:
— Дзэн — это нетрудно. Если ты врач, то лечи больных с милосердием. Это и есть дзэн.
Кусуда приходил к Нан-Ину трижды. Каждый раз тот говорил ему одно и то же:
— Врач не должен терять здесь время. Иди домой и заботься о своих больных.
Кусуде же всё ещё было непонятно, как такое учение может избавить от страха смерти. Поэтому, придя в четвёртый раз, он пожаловался: «Друг сказал мне, что постигший дзэн лишается страха смерти. Каждый раз, когда я сюда прихожу, вы говорите, чтоб я заботился о больных. Настолько я и сам знаю. А если это и есть так называемый дзэн, то больше я сюда приходить не намерен».
Нан-Ин улыбнулся и погладил врача:
— Я был к тебе слишком строг. Позволь мне задать тебе коан. И он поручил Кусуде работу над задачей Дзёсю «Му», первой из задач для просветления ума из книги «Бездверная дверь».
Кусуда размышлял над проблемой «Му» («Не-сущего») два года. Наконец он решил, что достиг достаточной неподвижности ума. Но учитель сказал: «Нет, ты ещё не там».
Ещё полтора года продолжал концентрацию Кусуда. Ум его стал безмятежным. Проблемы исчезли. Не-сущее стало истиной. Он хорошо лечил своих больных и, сам того не ведая, освободился от забот о жизни и смерти. Когда же он пришел к Нан-Ину — старый учитель лишь улыбнулся.
«назад