Russian English French German Italian Spanish Turkish
Главная страница Индийские притчи Индийские притчи

Индийские притчи

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Эти положения и определили всё дальнейшее духовное и социальное развитие народов Индии и Арианы (Ирана).

Индуизм сформировался в результате развития ведической религии, брахманизма и процесса их дальнейшей ассимиляции с народными верованиями в I в. н.э.

Рождение брахманизма приходится на 9-7 вв до н.э., время непрекращающегося духовного поиска браминов, суть которого заключается в тезисе: «Мысль стремится к постижению "жизненного сока вещей", также как и самого "жизненного сока", сути и истины явлений. Это стремление к познанию сути есть неизбежное искание единства в многообразии». (Упанишады).

Опираясь на древние верования ведической эпохи, расширяя рамки своего сознания в постоянном поиске, молитвах, жертвоприношениях и медитациях, проникая сквозь нагромождения фантазий доарийских культов, брамины открыли новый идеал, высшее божество, Творца мира, Создателя Вселенной — Брахму.

Прообразом Брахмы в ведах был Праджапати — «существовавший прежде всех богов и всех существ, творец миров, бывший вначале один и взывавший: "Стать бы мне множеством, пойти бы мне в расплод"» (Ригведа).

Но брахманизм даёт более цельное, всеобъемлющее понятие Единого сущего: «Брахма — это высшая объективная реальность, Абсолют, творческое начало, в котором всё возникает, существует и прекращает своё существование» (Брахманы).

Это было время усиленной литературной деятельности браминов (10-7 вв до н.э.), давшей множество священных книг индуизма — Брахманы, Упанишады, Араниака.

И если в Брахманах излагались дополнительные описания и толкования ритуалов ведической религии, то в Упанишадах («сокровенное знание») — практические цели достижения духовного освобождения. Стержневая мысль Упанишад — тождественность Брахмана и Атмана.

Атман — второе основное понятие брахманизма. Впервые оно встречается в «Брахмане ста стезей» как субъект, в котором находят опору и основание все жизненные силы человека (т.е. высшее психическое существо человека, его душа). В Упанишадах сказано, что «из гимна, изречённого слова и песни сложилась природа Атмана». «Атман был изначала духообразен; он огляделся вокруг и не увидел ничего кроме себя, он произнёс первое слово АУМ» (Аз есмь, Аминь, Амен, I am, и т.д.). В универсальном значении Атман — всеобщая основа и первопричина, пронизывающая всё сущее.

Брахман — это объективная первичная реальность (макрокосм), Атман — субъективное индивидуальное начало (микрокосм). В конечном итоге они тождественны, как капля воды и океан. Из осознания сути природы этих понятий вытекает одна из основных заповедей индуизма — должное почитание Атмана и Брахмана, т.е. субъективного и объективного начал.

К наиболее важным понятиям брахманизма следует отнести понятие «карма» (деяние, поступок, кара) — совокупность всех добрых и дурных дел, совершаемых человеком и определяющих его судьбу. Понятие карма отчасти восходит к древне-ведическим представлениям о посмертной судьбе человека: «пути богов» или «пути предков», определяющих в соответствии с поведением человека его невозвращение или возвращение к земному существованию.

Согласно ранним упанишадам, человек становится добрым от доброго деяния, дурным — от дурного. Люди сами связывают себя эгоистическими помыслами и делами; действующий же без заинтересованности и стремящийся к постижению высшей реальности, Атмана, способен преодолеть цепь рождения и закон кармы. Вожделение (Кама) и поступок (Карман) — главные силы, удерживающие человека в пределах конечности: «Вожделения присущи человеческой природе; каковы его вожделения, таковы и стремления; каковы его стремления, таковы и поступки; каковы его поступки, такова и ожидающая его судьба». (Брахмана ста стезей). Человек, преодолевающий закон кармы, попадает в нирвану — состояние покоя, свободы и блаженства. Считается, что состояния нирваны можно достичь и при жизни.

В I в. н.э. брахманизм, слившись с местными доарийскими культами, породил собственно индуизм, существующий в современное время в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.

В ведической религии бог Вишну — солнечное божество, не игравшее значительной роли. В брахманизме его значение возрастает. В индуизме он — Великий Бог, охранитель. Первостепенное значение бог Вишну занимает в эпосе и пуранах, оформившихся к середине 1 тыс. до н.э. Имя Вишну трактуется как «проникающий во всё», «всеобъемлющий». Аватарами его (земными воплощениями) считаются Рама и Кришна.

Основной мотив эпоса об аватарах Вишну — торжество добра над злом. Во всех своих воплощениях Вишну олицетворяет энергию, благоустраивающую космос, которая предстаёт во всевозможных обликах: от неописуемого Абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную духовную привязанность (бхакти).

Шиваизм распространён, в основном, на востоке и юге Индии, где влияние индоариев было менее сильным. Шива (др.-инд. «благой», «приносящий счастье»), был включён в пантеон богов лишь во 2 в. до н.э. Истоки его культа уходят в глубокую древность. В процессе ассимиляции в Шиве синтезировались черты различных арийских и доарийских богов, которые противоречиво переплетаются в его образе. Шива — высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме.

Считается, что Брахма, Вишну и Шива имеют функции, соответственно, создателя, хранителя, разрушителя и образуют триединство (тримурти). (Пураны).

Тысячелетиями складывался менталитет индийского народа на основных понятиях ведической религии, брахманизма, индуизма, отражаясь в мифах и легендах. Более же всего понять глубину, красоту и утончённость духовной мысли народов Индии позволяют притчи, возрождающие живые образы Мастеров и дающие возможность отыскать в своей душе отклик на происходящие в них события.

Кукушкин С. А.; Ганус Г. А. Притчи. Ведический поток. (2)