100.
Крупнейшим философом с мировым именем был Фараби (872-950 гг.). Он учился сначала в Бухаре, затем в Багдаде. В своих произведениях Фараби сохранил философское наследие древности. Его знаменитые комментарии на «Метафизику» Аристотеля сыграли большую роль в изучении Аристотеля Ибн Синой. Фараби был прогрессивным мыслителем, вопреки исламу он доказывал объективное существование материального мира и возможность его познания. Фараби был всесторонне образованным человеком своего времени, это – ученый-энциклопедист, его философские и естественно-научные взгляды сыграли большую роль в развитии мировой науки.
Выдающийся среднеазиатский философ, мыслитель-гуманист был одним из замечательных литераторов и филологов. Средневековый арабский ученый библиограф Ибн Али Усайбиа (1203-1270) сообщает, что «Фараби иногда писал и стихи». До нас дошла часть его поэтического творчества, фрагменты из его многочисленных стихотворений, написанных как на фарси, так и на арабском языке.
Фараби был также языковедом. Ряд своих трудов он посвятил вопросам языка, в частности словообразованию. Ему принадлежат такие сочинения, как «Китаб ал-алфаз ва ал-хуруф» («Книга о выражениях и звуках»), «Китаб фи-л-лугат» («Книга о языках»), «Китаб фи санаат ал-китаба» («Книга об искусстве письменности»), ряд философских трактатов, как «О значении слова «философия» или комментарии к книге Аристотеля «Герменевтика», где отражен диапазон познаний Фараби в области филологии. Произведению Аристотеля «Герменевтика» («Об истолковании») Фараби посвятил специальный труд – «ал-Ибара», где большое место уделяется проблемам языка, грамматики и лексики. Многие вопросы прокомментированы и изложены там с точки зрения арабской грамматики.
Фараби указывал на естественную потребность человека в искусстве (ремесле) и не мыслил бесполезной трудовой деятельности. Общественно полезный труд он считал необходимым условием социального развития. Большое значение придавал Фараби использованию людьми труда научных знаний. Он считал, что ученые должны служить общему делу достижения счастья людей, всего народа.
Абу Наср Фараби писал труды и по литературоведению. В его произведениях: «О поэзии и о рифмах», «Книга о поэзии», «О канонах искусства поэтов» и др.— отражены литературоведческие взгляды ученого.
В своем трактате «О канонах искусства поэтов» (или «О канонах искусства поэзии») Фараби разъясняет сущность «Поэтики» Аристотеля, литературные жанры у греков, приводит соответствующие объяснения и толкования арабоязычным читателям из арабской и персидской поэзии.
Фараби пишет о разнообразии поэтического творчества, об истинных поэтах и поэтах, которые подражают другим. По Фараби, «самая прекрасная поэзия — это та, которая создается по природе».
Произведения Фараби являются, таким образом, важным источником в изучении как поэзии, так и поэтики его времени и вместе с тем свидетельствуют о многогранности его таланта, глубине и широте познаний великого ученого в различных аспектах филологической науки.
«назад