98.
Абу Али ибн Сина – великий ученый-энциклопедист и мыслитель Востока – родился в 980 г. в местечке Афшана близ Бухары. В 985 году он со своей семьей переехал в Бухару, столицу Саманидского государства. Ибн Сине было 10 лет, когда он прошел курс словесных наук (грамматику, теорию словесности, стилистику).
Путь познания был тернистым. Усвоив сочинения величайших естествоиспытателей древней Греции – Гиппократа и Гилена, а также труды выдающегося медика Закария Рази, ибн Сина приступил к врачебной практике. Накопив еще в юности большой опыт врача-практика, он стал вскоре широко известным в Бухаре специалистом.
Слава искусного врача еще более распространилось, когда в возрасте 17 лет ему удалось вылечить от серьезной болезни главу государства Саманидов.
Очень рано ибн Сина начал писать. В Бухаре он написал два труда, в том числе обширную энциклопедию – большой философский труд – «Книга знаний» («Дониш-намс»).
Однако наибольшую известность принес ему фундаментальный труд «Китаб ал-канун фи-т-тибб» - «Канон врачебной науки». Уже в XII веке «Канон» был переведен с арабского на латинский язык и разошелся множеством рукописей. После изобретения печатного станка «Канон» издавался десятки раз на латинском и многих европейских языках, служил основным учебным пособием для изучающих медицину во многих странах мира.
Восточная пословица говорит: «не от долгой жизни зреет ум, но от частых путешествий». В своих скитаниях ученый накопил огромный материал. Отвергая богословские догмы и схоластическую премудрость современных ему ученых, ибн Сина решающее значение придавал наблюдению и опыту.
Великий мыслитель средневековья внес замечательный вклад в историю музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока и мировую музыкальную культуры, сыграл большую роль в развитии теории и музыки. Трудно найти средневековый трактат о музыке, в котором не развивалось бы та или иная музыкально-эстетическая или музыкально-теорическая идея ибн Сины.
Определенный интерес представляют работы ибн Сины по проблемам психологии. В этой сфере он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые предпринял попытку увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными участками головного мозга. Выдвинутая Ибн Синой смелая догадка о распространении некоторых болезней через воду, в которых содержатся «мельчайшие животные», предвосхитила на восемь столетий учение Пастера о роли микробов как возбудителей инфекционных болезней.
Ибн Сина выступил также оригинальным исследователем в области геологии, химии, математики, астрономии. Он выказал ряд глубоких мыслей о составе и свойствах минералов, образовании гор, происхождение вулканических явлений. Им была выдвинута гипотеза, согласно которой вулканические явления связаны с образованием гор и землетрясениями.
Выражая прогрессивные тенденции науки своего времени, он стремился возводить интерес к изучению природы, оживить исследовательскую мысль.
Философские взгляды ибн Сины были противоречивы: материалистические тенденции сочетались в них с теолого-идеалистическими положениями. Мир, полагал он, возникает путем эманации («истечения») из божества, но не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Бог безличен: мир материален, а также вечен, как и сам бог. Движение потенциально заключено в материи, оно означает видоизменение тела и его нельзя объяснить «толчком». Природные явления, считал он, причинно взаимосвязаны, в мире царит естественная закономерность. Заслугой великого ученого является создание оригинальной классификации наук. Все науки ибн Сина разделил на практические, трактующие поведение человека, и теоретические, где исследования ведутся ради знания. Практические науки делятся на науку об управлении городами, науку о поведении человека в отношении своего дома, жены, детей и имущества (Наука об управлении хозяйством) и науку о самом человеке. В состав теоретических наук входят «первая» («высшая») наука (учение об абсолютном бытии), «средняя» наука (математика, астрономия, музыка) и «физика», в которую ибн Сина включил весь круг естественнонаучных знаний своей эпохи. Каждую из теоретических наук он подразделял на чистые (или первичные) и прикладные (или вторичные) науки. Он признавал существования мира идей отдельно от мира вещей.
Ибн Сина, развивая и популяризируя учение Аристотеля, стремился вывести логические формы из бытия, настаивал на логической строгости построений и точных методах доказательства. Он разрабатывал вопросы о единичном и общем, логических ошибках, о суждениях, которые он разделял на категорические, условно-соединительные и условно-разделительные.
Признавая бога и религию, но расходясь с некоторыми догмами ислама, ибн Сина заслужил репутацию вольнодумца. Он подвергался преследованиям со стороны мусульманского духовенства. Ибн Сина выдвигал положение о возможности самостоятельного, раздельного существования религии и философии, о независимости философии как науки, основанной на достижениях человеческого разума. Критикуя рутину и косность, ибн Сина требовал установления справедливости, которую считал лучшим украшением человеческих поступков.
Ибн Сина отвергал религиозно-виталистические взгляды на болезнь. Он отбрасывал как несостоятельные поступки объяснить психические болезни влиянием «духов» и «демонов». Ученый считал психические заболевания результатом физического недуга. Он утверждал, что для понимания сущности процессов в мозгу медицинская наука должна опираться на знания не только анатомии и терапии, но и природы «душевных сил». По Ибн Сине, в головном мозгу расположены центры «душевных сил», управляющих всем организмом и его психической деятельности.
Ибн Сина различал четыре степени постижения: 1) постижение чувствами, 2) постижение воображением, 3) мыслительная оценочная способность, 4) образование общих понятий – универсалий.
О связи психической деятельности с мозгом ученые говорили и до Ибн Сины (Гиппократ, Фараби), но мысль о зависимости отдельных психических способностей от деятельности разных участков мозга впервые высказал Ибн Сина. Эта мысль была, безусловно, прогрессивной, в последствии она получила экспериментальное и клиническое подтверждение и была положена в основу в развитие современной неврологии, психологии, психиатрии.
Зная о возможностях огромного психологического воздействия словом, будучи прекрасным психиатром, Ибн Сина обладал редким даром возвращать психическим больным душевное равновесие, покой и уверенность в себе. Идея Ибн Сины, заключавшаяся в возможности «воспитывать телесную природу» человека, явилась своего рода новшеством в истории клиники. В «Наставлениях» Ибн Сина советует врачам при обследовании и лечении больного обращать особое внимание на его психическое, нервное состояние.
В своей широкой психоневрологической практике Ибн Сина придавал огромное значение методу объективного наблюдения. Он доказывал, что различные эмоции могут вызывать изменения в сердце, кровеносных сосудах, органах дыхания. Нервные потрясения, переживания, страх могут привести к истощению и гибели организма. Изучая взаимодействие между психическими и физиологическими процессами, Ибн Сина не ограничивался отличенными рассуждениями, а пытался опереться на наблюдения, привести экспериментальные доказательства.
«назад