96.
Мечети Баланд и Ходжи Зайнуддина являются типичными проявлениями новаторства в архитектуре Бухары конца эпохи Навои и первых десятилетий существования Узбекского ханства.
Мечеть Баланд («Высокая») своим названием обязана положению на высоком каменном основании. Кубический объем с плоским подвесным потолком и айваном на деревянных резных колоннах – типичный образец квартальных гузарных мечетей. Красочное великолепие мечети сосредоточено а ее интерьере, в убранстве потолка и стен. Господство плоскости здесь компенсируется классически найденными пропорциями частей: панель, над ней чередующиеся большие и малые панно, затем фриз.
Панель мечети Баланд представляет собой серию прямоугольных рам, каждую из которых заполняет собой мозаичный рисунок. Средняя часть стены изукрашена стрельчатой формы панно, заполненным цветочным рисунком, то с узким полем для надписи над рамой, то с фигурной нишкой над рамкой – они чередуются между собой и разнятся по форме и рисунку. Потолок деревянный, сложной столярной работы, со сталактитовым углублением посередине звездчатой фигуры.
Шестигранные плитки панелей – с орнаментальной росписью золотом. В мечети Баланд средства живописного убранства стен разработаны с исключительном блеском. И не удивительно, что в архитектуре позднейшего периода зодчие неоднократно обращались к интерьеру мечети как образцу и достойному подражания примеру.
До 1555 года была отстроена мечеть Ходжи Зайнуддина. Здесь мы впервые знакомимся с оригинальным содержанием культурно-монументальной и общественно-городской постройки, учитывающей интересы архитектурного оформления улицы и квартала. Две стороны центрически-купольного помещения мечети разработаны с учетом их положения по отношению к жилом кварталу, с которым их связывает тенистый айван и большой выложенный каменными плитами бассейн-хайз, снабжавший жителей квартала и прихожан мечети питьевой водой.
Южный фасад здания заключает в себе глубокую шишу – род открытого портика, как бы вбирающего в себя прихожан и увлекающего их через тенистые проходы в полумрак мечети. Здесь ничто не напоминало посетителю о повседневной жизни, ибо сказочное богатство и роскошь мечети резко контрастировали с нищетой и обездоленностью народа, который искал утешения в религии.
Рисунок (сейчас красноватый и синий, раньше золоченный или по золотому фону) передает лишь в малой мере тот исключительный эффект, который достигался в прошлом применением техники «кундаль». Однако и сейчас цветовая голубовато0синяя и оранжево-красная гамма тонов интерьера мечети Ходжи Зайнуддина производит сильное впечатление. Превосходна и мозаичная панель мечети, расчлененная на отдельные прямоугольные поля, заполненные геометрическими фигурами, вырученными картушами и изящными арочками с обильным цветовым узором.
К главному купольному помещению мечети примыкают с двух сторон айваны, архитектурная разработка которых глубоко традиционна и восходит к древнейшим образцам народной архитектуры феодальной эпохи.
«назад