Russian English French German Italian Spanish Turkish
Здесь может быть ваша реклама!

92.

Мировой известностью пользуется мавзолей Исмаила Самани, который находиться напротив Арка, в глубине Центрального парка культуры и отдыха. Это весьма уникальное сооружение привлекает к себе внимание ученых всего мира. Выдающийся памятник изучают и архитекторы, и историки, с него пишут картины художники. К нему неизменно обращаются все, кто интересуется историческим прошлым народов Центральной Азии.

Памятник свидетельствует о большом развитии строительной техники и высоком уровне архитектурного искусства. Именно в этот период в строительстве начинают применят качественный обожженный кирпич и алебастровый раствор. Сооружению мавзолея Исмаила Самани предшествовало время развития математических знаний, особенно геометрии, что вооружало наиболее опытных и знающих мастеров-строителей методами предварительного проектирования зданий, расчета его пропорций на основе математических соотношений. Именно это и обусловило ту чарующую глаз гармонию целого и его частей, которую мы наблюдаем в мавзолее Исмаила Самани в Бухаре.

Мавзолей представляет собой тип центрального сооружения, основную массу которого образует куб со слегка скошенными кверху плоскостями и полусферический купол. Особенность мавзолея составляет конструкция, соединяющая купол с квадратами стен. Эта конструкция определила в значительной мере внутренний и внешний вид здания.

Здание мавзолея должно быть теплым, хотя и выполняло задачу наиболее облегченной конструкции. На массивные, толщиной в 1,8 м, стены квадратного помещения были установлены относительно тонкие арки — четыре арки на стенах и четыре углах. Толстые стены предохраняли памятник от разрушения в течении целого тысячелетия. Позади арок по верху здания проходит светлая галерея, открывающаяся с наружной стороны аркадой из небольших стрельчатых окон. Это придает легкость и упругость конструкции и создает внутри мавзолея своеобразное освещение.

Все четыре мавзолея Исмаиле Самани одинаковы. Середина каждой стороны прорезана большой стрельчатой аркой, углы фланкируются мощными трехчетвертными кирпичными колоннами. Стены здания внутри и снаружи обработаны узорной кладкой из кирпича, создающий богатую светотеневую фактуру стен, придающую определенную легкость зданию.

Мавзолей Саманидов, построенный на рубеже IX-X веков, по преданию, был возведен Исмаилом Самани — фактическим основателем саманидского государства, захватившим Бухару в 874 году и сделавшим ее своей столицей,- для своего отца Амеда ибн Асада. Позднее мавзолей стал фамильной усыпальницей Саманидов: в нем был погребен сам Исмаил, а затем, согласно надписям над входом, внук Исмаила. Время возведения мавзолея Исмаила Самани лежит между 892 и 943 годами.

Здание хорошо сохранилось до нашего времени и находится в прекрасном состоянии. Мавзолей может по праву считаться одним из совершеннейших произведений мирового зодчества.

Назначение мавзолея как усыпальницы обусловило создание однокамерного квадратного помещения с трехступенчатой структурой интерьера: четверик, восьмерик и чаша купола. Надо полагать, что к моменту возведения мавзолея такая трактовка интерьера купольного здания прошли длительный путь развития и стала традиционной.

Исключительный интерес для нас представляет само устройство световых проемов галереи мавзолея Саманидов: Относительно высокое (к уровню пола) расположение световых проемов, их крошечные размеры, напоминающие бойницы, наличие наклонных подоконников, уступчатые надоконные ниши снаружи здания.

Истоки архитектуры мавзолея Саманидов не имеют единственной линии возникновения и развития. Она впитала в себя согдийские архитектурные традиции, сложившиеся в эпоху  центральноазиатской античности и древности феодализма, и достижения зодчества сопредельных стран, с которыми Центральная Азия издавна имела широкие культурно-экономические связи.

Говоря  о генезисе архитектуры этого памятника, необходимо отметить, что все исследователи мавзолея  сходятся на том, что истоки его архитектурных форм связаны с доисламским зодчеством. По этому поводу выдвигаются различные гипотезы: одни связывают его формы с архитектурой зороастрийских храмов огня, другие — с архитектурой погребальных  сооружений; высказывается мнение о его генезиса с формами кешков-крепостей, прослеживается генетическая связь форм мавзолея с жилой архитектурой. Одни исследователи усматривают в истоках архитектуры мавзолея только согдийские традиции, а по мнению других, он является продуктом влияния зодчества сопредельных стран.

Заимствованный из доисламских архитектурных образов мотив галереи, завершающий объем здания, повлек за собой устройство обходного коридора на уровне яруса парусов.

Только благодаря обходному коридору удалось полностью подчинить архитектурное членение верхней части куба идее композиций фасадов, а внутреннюю стену превратить в ограждение пространства восьмерика. Именно наличие такого коридора сделало возможным сочетание внутренней трехступенчатой структуры мавзолея – четверик, восьмерик, и купол – с двумя наружными  объемами – кубом (имеющим по верху галерею проемов) и куполом. Устройство обходного коридора позволило также сгладить явное несоответствие мелких световых проемов галереи с крупными  арочными проемами восьмерика. Правда, это потребовало заполнение пристенных арок, восьмерика ажурными решетками из кирпича и способствовало появлению щитовидного заполнения (толщиной 8 см) между нервюрами в угловых парусах.

Строители мавзолея не рассчитывали вести наблюдение за светилом и фиксировать положение Солнца через каждые полчаса, поэтому для них не имело значение число окон в галерее. Они стремились к воссозданию архитектурного мотива галереи, соблюдению единого ритма ритмов и простенков.

Только эти и можно объяснить, что углы квадратного в плане мавзолея на уровне галереи закруглены, оконные проемы размещены в углах и выполнены коленчатыми – вопреки функциональной, конструктивной и планировочной логике – лишь ради формы и соблюдения единого ритма по всему периметру верха сооружения.

Некоторые исследователи отождествляли галерею мавзолея Саманидов с системой бойниц  кешков-крепостей. Между тем бойницы, устроенные для поражения врага на подступах к крепости, «смотрят вниз», тогда как окна мавзолея Саманидов, наоборот, направлены вверх, что хорошо «читается» на поперечном разрезе галереи.

Истоками композиции мавзолея Саманидов могли быть и элементы архитектуры раннефеодальных кешков с галереей (обходным коридором для защитников крепости), зубцами-кунгра по верхнему периметру стен, глухими стенами, лишенными проемов по низу, за исключением входных ворот по оси композиции.

Отдельные фрагменты композиции, в частности форма деревянных колонн по углам восьмерика, восходят к элементам каркасной архитектуры айванов, широко распространенных в древней Центральной Азии. Тема плетенки в облицовке мавзолея связывает ее с формами, возникшими при использовании в зодчестве камыша и хвороста.

Наличие в мавзолее Саманидов архитектурного единства в применение нескольких тектонических систем, умелое использование мотивов жилой, оборонной и культурной архитектуры свидетельствуют о высоком уровне развития зодчества рассматриваемой эпохи.

«назад