90.
Варахша… Название этого старинного городища о многом говорит сердцу и уму археолога, реставратора, архитектора, искусствоведа, туриста и краеведа. В 1937 году были начаты раскопки в бывшей столице «бухар-худатов» - доарабских правителей Бухары. С тех пор мир узнал о выдающихся художественных ценностях, которые позволили иными глазами взглянуть на роль и значение культуры народов Центральной Азии и развитие мировой цивилизации.
Когда подъезжаешь к Варахше, испытываешь какое-то трепетное, не объяснимое до конца чувство. И причиной тому, может быть, тишина, которая охватывает тебя, как сойдешь с асфальта шоссе и пробираешься по песчаной дороге — «куску пустыни», через заросли саксаула. Еще далеко до кургана древней крепости, а под ногами краснеют черепки, обломки кувшинов и других керамических изделий.
Варахша дал искусствоведам богатую пищу для размышления. Здесь были обнаружены центральноазиатские фрески доисламского периода. Настенные росписи изображают людей и животных, то есть мир живой, дышащий. А ислам ведь запрещал делать подобное.
Фрески Варахши представляют собой «стиль живописи плоскостной и условный, но со значительными реалистическими элементами». Дошедшие до нас фрески датируются учеными VII-VIII вв. нашей эры. Как они предполагают, роспись была сделана во времена правления «бухар-худата» Буаниата, который был убит за поддержку восстания Муканны.
О наличии в Бухаре особого здания – дворца правителя – сомневаться не приходится. Его строительству благоприятствовала политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние века, предшествовавшие арабскому завоеванию – появление многих отдельных независимых княжеств. Из сообщений письменных источников наиболее известными является рассказ Наршахи о дворце бухарских правителей – бухар-худатов в Варахше, который, по словам автора, «не имел себе равных».
Варахшинский дворец расположен непосредственно у южной крепостной стены городища к западу от цитадели. Здание дворца возникло, как показали раскопки, в V в.н.э. и просуществовала вплоть до конца VIII или начала IX в. В течение длительного времени оно подвергалось весьма существенным перестройкам. Установлено три этапа его истории, сопровождавшихся капитальными перестройками, не считая мелких ремонтов. Во время его наивысшего расцвета здание представляло собой четко организованное сооружение.
В структуре дворцового здания главным были три расположенных в ряд крупных парадных зала – Восточный, Красный и Западный, размеры которых соответственно: 17x11,5, 12x8,5, 7,25x6,6 при высоте стен, по крайней мере для самого крупного Восточного, на менее 6,5 метра. В этих залах вдоль всех стен шли удобные глинобитные суфы. В восточном зале суфа у почетной (южной) стены расширялась, образуя широкую платформу. В Красном зале перед суфой находилось особое возвышение для светильников или жаровен. Перекрытия в залах были деревянными типа дарбази.
Стены парадных залов были богато украшены живописными сценами различного содержания. Изображение царского приема, возглавляемого самим царем, восседающим на троне, на южной стене Восточного зала, а также наличие упомянутой платформы позволяют видеть в последнем тронный зал. В Красном зале стены были расписаны сценами охоты на хищных и фантастических зверей. Наличие стенных росписей установлено и в Западном зале.
С запада парадные зала замыкал обширный двор площадью 30x9 метров. Вся территория двора был вымощена обожженным кирпичом. Южная часть двора была приподнята под остальной его площадью, образуя возвышение, на которое вели три ступени.
Главные помещения дворца, построенные на высокой платформе, значительно возвышались над остальной застройкой шахристана.
«назад