80.
Обычай отмечать «Навруз» возник в Центральной Азии и ряде стран Востока в древние времена. Постепенно он приобретал и в Бухаре свои формы и очертания, обогащался за счет обычаев, обрядов, опыта повседневной жизни и превращался в традицию. Праздник «Навруз»- Это праздник и начало Нового года.
В ряде источников содержатся сведения о древности этого праздника. Наиболее полные введения и четкие научные выводы даны в произведениях Абу Райхана Беруни (973-1048гг.) и Омара Хайяма (1054-1131гг.). Позже о праздновании «Навруза» упоминается в поэме Алишера Навои «Садди Искандари». Древний «Навруз», созданный народом и во славу ему, веками подвергавшийся и гонениям, был возрожден при социализме, затем изгнан и осужден на смерть, но вновь возродился из небытия в условиях независимости Узбекистана.
«Навруз» превратился в Бухаре в неотъемлемую часть жизни города, внедрился в жизнь населения всех национальностей и всех религий, распрямился в полную силу и нашел свое соответствующее место. Сегодняшний праздник, как т прежде, состоит обязательно из двух частей: первая связана с трудом, работой, вторая — посвящена отдыху, веселью, зрелищам, играм.
В первой части «Навруза» бухарцы заняты приведением в порядок садов и виноградников, подготовкой полей к севу, очисткой арыков и каналов, заготовкой семян, удобрений и посадочных материалов, ремонтом полевых станов, оборудования и приспособлений. А горожане приводят в порядок аллеи, парки, проспекты, улицы, общественные места (детские сады, чайханы, школы, стадионы, спортивные площадки, парки), дворы и подъезды, проводят общемахаллинские хашары. При этом оказывают необходимую помощь пожилым и одиноким людям. В городе и его окрестностях много внимания уделяется кладбищам, историческим и культурным памятникам, зеленым насаждениям. Строят дома, украшают жилища и т.д. Очень волнительным событием является то, когда уважаемые старцы с добрыми пожеланиями бросают первые семена в землю. Труд в эти дни поднимает в людях дух, настроение, служит примером для молодежи.
Вторая часть праздника состоит из развлечений, спортивных состязаний. Праздник цветов, состязания острословов, выступление борцов и канатоходцев, клоунов и солистов, конкурсы певцов и танцоров, скороговорки, загадки, прыжки через огонь, козлодрание, скачки и другие образцы народного творчества придают «Наврузу» неповторимую красоту, а участникам праздника доставляет эстетическое наслаждение.
Венцом «Навруза» являются сумалак и халим. Трудно описать словами то, как священнодействуют у котла, где варят халим отцы и деды, а там, где готовят сумалак— женщины и дети. Всю ночь напролет не спят, колдуют над приготовлением живительной весенней пищи, танцуют, поют, слагают частушки, соревнуются в острословии. Участники этих мероприятий очищаются и облагораживаются духовно и телесно, они становятся чище и добрее, человечнее. Может быть поэтому еще в древности в дни «Навруза» не бывает ни одного преступления. Наоборот, в этот день мирятся те, кто был в ссоре, забываются обиды, господствует милосердие, а в старину прекращались даже войны между государствами. А какую живительную силу дарят человеку после долгой зимы насыщенные витаминами пиалка сумалака или две ложки халима, самса и пельмени с ранней зеленью. Это великий праздник органично вписывается в процесс возрождения духовно-нравственных ценностей узбекского народа.
«назад