Russian English French German Italian Spanish Turkish
Здесь может быть ваша реклама!

65.

Строительство новой, народной культуры в древней Бухаре началось в годы БНСР, когда начали действовать несколько школ нового типа, где занятия велись на родном языке. Повсеместно развертывалась работа по созданию новых светских школ, по реорганизации старометодных мактабов в школы нового типа, в которых не допускалось к преподаванию духовенство: число религиозных школ в первой половине 20-х годов резко пошло на убыль. Особое внимание уделялось увеличению числа женских школ и вовлечению в них девочек местных национальностей. Основой школьного дела была единая трудовая школа.

Уже к концу 30-хгодов на каждую тысячу жителей Бухары приходилось свыше 150 учащихся, больше, чаем в целом по СССР. В 1930 году введено всеобщее обязательное начальное обучение детей и подростков. Кроме общеобразовательных, создавались в Бухаре профессиональные и технические учебные заведения. В этом же году в Бухаре был основан педагогический государственный институт—первое высшее учебное заведение. На этой основе и была ликвидирована азбучная неграмотность населения города.

И годы войны не прекращалось школьное строительство. Однако  новый поворот был сделан в середине 50-х годов, когда было осуществлено всеобщее среднее образование. В 1951 году в городе было всего 3 средних школы, а в 1958 году— 11, или почти в четыре раза больше, соответственно возросло число учащихся в них. На рубеже 50-60-х годов создавалась и укреплялась политехническая школа, совершенствовалось преподавание физики, математики, химии и биологии. В этот период основным были высокие темпы, количество, однако качество образования было все-таки еще слабым. И эта линия просуществовала вплоть до независимости Узбекистана: годы застоя характеризовались многочисленными перестройками, введением новых планов, изменениями структуры образования. О качестве знаний говорилось мало, упор делался исключительно на количество, что и было свойственно социалистическим принципам.

Однако при существенных изъянах в самой природе социалистических принципов накапливались количественные факторы, позволившие, начиная с конца 70-х годов, сделать новый шаг в развитии высшего и среднего специального образования в Бухаре. В 1977 году открыт Технологический институт пищевой и легкой промышленности, с 1989 года начал готовить специалистов медицинский  институт, затем открывается филиал Ташкентского технического университета, госпединститут преобразовывается в университет. В этих вузах, а также в планово-экономическом колледже, сельскохозяйственном, автодорожном, кооперативном, строительном, газовом и других техникумах на основе тестирования, компьютеризации и изучения запросов рынка повышается качество  образования. Преподавательскую работу в них ведут более трех тысяч человек, в том числе более 50 докторов и 450 кандидатов наук, из которых 85 процентов ученых и педагогов узбекской национальности. Совершенствуется интернационализация образования на основе государственного языка.

В Бухаре всегда любили и ценили книгу— мощный источник наших знаний. Библиотечное дело концентрируется, с одной стороны, в рамках крупнейшего книгохранилища— областной библиотеки имени Абу али ибн Сино  и вузовских библиотек, фонды которых ежегодно пополняются тысячами названий научной, художественной, общественно-политической литературы.

Другое и очень важное направление в развитии культуры— это музейное дело, массовое развитие которого началось с 1964 года. Но у истоков музейного дела был и остается историко-краеведческий музей— один из старейших в Узбекистане и Средней Азии, преобразованный  в музей-заповедник. Конференции, симпозиумы, научно-практические чтения, проводимые музеем и на основе собственных научных изысканий, и исходя из опыта крупных музейных центров, включая Лувр, Эрмитаж, Кремль и другие, свидетельствуют о богатых возможностях этого музея в деле развития культуры и подъема духовности бухарцев. Все эти перемены имеют продолжение и развитие сегодня.

«назад