Russian English French German Italian Spanish Turkish
Создание корпоративных сайтов!

57.

Это народное движение является одним из важных событий в истории Бухары в начале ХХ века, но в нашей литературе этому движению не уделяется должного внимания, а в  некоторых крупных работах по истории того периода даже не упоминается.

Основная часть земель в Бухарском ханстве принадлежала хану, феодалам и религиозным учреждениям. Больше половины дехканских хозяйств имели землю лишь по одной десятины. Малоземельное крестьянство находилось в зависимости от феодалов, платило непосильные налоги.

Тяжелым бременем для населения были также огромные расходы эмира, связанные с его ежегодными поездками к царскому двору в Петербург, а также в Крым, на Кавказ с пожертвованиями.

10 мая 1899 года бек  Келифа побил одного из поселян, что вызвало волнение, подавленное с помощью русских войск. В 1900 г. там же вновь произошло выступление трудящихся против произвола бека. Такое же выступление в 1902 году было в Курган-Тепинском  бекстве. Вооруженная сила была применена против «беспорядков» в 1909 г. в городах и кишлаках Гиссарского и Кулябского бекств. Все эти события накаляли обстановку и привели в 1910 году к народному движению против произвола эмира, эго чиновников и феодалов.

Но есть и другая причина этого движения. Как известно, вскоре после смерти пророка Мухаммада начался раскол в среде приверженцев ислама. Возникли две крупные секты— суннитов (арабское слово сунна [сонна] буквально означает: обычай, традиция) и шиитов («шиат-Алия» или партия Алия). Сунниты считали, что во главе власти должен быть выходец из племени пророка Корейшита. Шииты же считали, что у власти должен быть Али-ибн-Аби-Талиб, т.е. двоюродный брат и зять пророка, и алииды.  Сын Алия— Хусейн продолжал борьбу за власть против представителей династии Омаядов и пал в битве при Кербелла (земля печали горя) 10 октября 680 года. Поскольку народы Центральной Азии являлись суннитами, а персы шиитами, суннизм в Центральной Азии и шиизм в Иране превратились в государственную религию. Так как трагедия на Кербелла совпадает с десятым днем месяца Мухаррема— «ашуро» (десять), то шииты отмечают этот день. В дни праздника («ашуро») шахсе-вахсе из шиитов «многие наносят себе раны, рвут на себе одежды, бьют себя, выражая таким образом печаль и свое горе».

Естественно, что такая же церемония в день «ашуро» бухарскими шиитами до 1908 года исполнялась негласно. Проведение шиитами в столице ханства этого праздника гласно Астанкулом кушбеги было разрешено лишь в 1908 году. Это явилось сильнейшим религиозным оскорблением бухарских суннитов, и без него притесненных иранцами— чиновниками эмира в отношении службы, войск, торговли и ремесел.

В воскресение 9 января 1910 года, в день «ашуро» бухарскими шиитами была произведена церемония на Сарбазхане, близ Угляндарбазы. Во время этого шествия подошли к ним несколько человек суннитов и начали смеяться  над шиитскими религиозными обрядами. Тогда шииты набросились на смеющихся, и один из них, якобы, был заколот кинжалом. Все данные и очевидцы отрицали факт убийства. Однако весть об этом убийстве послужило сигналом к началу столь большого кровавого народного движения.  Посланная народом депутация к кушбеги с требованием наказать виновных была арестована. По приказу кушбеги сарбазы стреляли в народ. Целый день в городе шла борьба между суннитами и шиитами.

Когда суннитам стало известно, что кушбеги вооружает персов-шиитов, то началось волнение. Весь день 10 января продолжалось кровопролитие. Самая ожесточенная битва произошла вокруг медресе Хиабана, где пало от 100 до 240 человек суннитов. Толпа, не сумевшая одолеть вооруженных шиитов в Хиабане, разошлась по кварталам, по всему городу и базарам. Врываясь во все дворы, убивали иранцев. Положение еще более обострилось. Эмир не мог навести порядок. Отдельные сарбазы сами слились с движением: шиитские сарбазы присоединились к иранцам, а суннитские— к узбекам. Чиновники разбежались, многие из них были убиты.

Для установления «порядка» в Бухаре были привлечены русские войска. 10 января сюда были брошены две роты солдат из Катта- Кургана. Но активность русских была настолько резкой, что даже Астанкул кушбеги вынужден был выразить  свое недовольство. В 3 часа дня 11 января в Бухару прибыли русские войска под командованием полковника Панова. Казаки патрулировали город. 12 января из Петербурга была получена телеграмма: «Русским действовать активно». 13 января генерал-майор Лилиенталь с войсками занял цитадель, расположил в ней свои войска и выставил на крепостной стене пулеметы. Лилиенталь писал в Петербург: «Бухара— тот костер, от которого загорится весь Средне-Азиатский мир». Движение было массовым, и его боялись местные и русские власти.

Под нажимом масс наследник эмира Мир-Алихан удалил из города Астанкула кушбеги, командира батальона Сейид-Али-токособо, мираба Ибрагима токособо и до 300 персов-шиитов— жителей окрестных кишлаков, прибывших в город и участвовавших в выступлении. А утром 15 января в цитадели на совещании суннитского и шиитского духовенства состоялось перемирие, о котором было объявлено народу. Народное движение было подавлено войсками эмира с помощью войск царской России. 17 января русские войска оставили Бухара.

«назад