55.
Рост товарно-денежных отношений разрушал феодальное землевладение. Крестьяне вынуждены были обращаться к баям или ростовщикам за ссудами под залог земли. И если крестьянин хоть раз брал деньги у ростовщика, то он становился вечным его должником. Безземельные крестьяне обрабатывали земли баев из расчета половины, одной трети, четверти, шестой и даже восьмой доли урожая. Издольщик должен был заполнять любые распоряжения хозяина и почти никогда не смог освободится от этой кабалы. Но самой угнетенной и бесправной частью крестьянства были батраки (ятимы). Они работали и жили в домах баев, были домашними слугами и не имели никакой личной жизни.
В эмирате в последней трети XIX века существовала еще натуральная рента, но ведущее место принадлежало уже денежной. Практиковалась и обработочная рента в форме трудовой повинности. Основными налогами были харадж, закят и джизья. Размер поземельного налога хараджа в отдельных областях достигал 40-50 процентов урожая. Одновременно с хараджем податные сборщики взимали с населения кафсан— вознаграждение амлакдару за труды по сбору налогов, даругаги— даруге за опечатание хирманов. Владельцы скота платили закят— 1/40 стоимости стада. С садов и бахчей платился особый сбор— танабана. В целом в этот период наблюдалась тенденция роста налогообложения.
Существовали разнообразные формы крестьянских движений, начиная от подачи жалоб, отправления крестьянских ходоков, отказа от уплаты налогов, бегства из родных мест и кончая вооруженными восстаниями.
Трудовое крестьянство жаловалось на захват земель отдельными представителями и администрации, на взяточничество, вымогательство и насилия со стороны Хакимов, казия, раисов. Для вручения жалоб эмиру крестьяне посылали ходоков. Это было одной из самых распространенных форм крестьянского протеста. Но все это было напрасно: эмир отказывал и наказывал за эти действия. Одной из пассивных форм крестьянского протеста был отказ от уплаты налогов, которые крестьяне считали несправедливым и незаконным. Крайняя степень разорения вынуждала крестьян бежать от преследований чиновников с обжитых мест в другие области, а иногда и за границу.
«назад