Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

49.

События и отношения между Бухарой и Россией привели к заключению нового мирного договора 18 сентября 1873 года, однако принципиальные его основы воспроизводят договор, заключенный 23 июня 1868 года. Прежде всего новый договор уточнял границы между Туркестанским краем и ханством, правила о торговых и паспортах русских и бухарских подданных, о решении спорных дел между ними.

Но самое существенное и основное в договоре— это признание того положения, что Бухарский эмират признавался протекторатом России, что на деле было одной из форм колониальной зависимости эмирата от России. Запрещалось эмирату вести  самостоятельные внешние сношения с иностранными государствами. Зависимость эмирата проявлялась и в том, что Туркестанская администрация имела право и возможность вмешиваться в вопрос о наследнике бухарского престола, что, конечно, было особенно унизительным, так как это сводило на нет вековые традиции власти в Бухаре. Администрация края имела такое же право и относительно назначения кандидата на пост первого министра в ханстве и кандидатов на пост беков крупнейших областей ханства. А Россия  брала на себя обязательство сохранять территориальную целостность ханства и помогать эмиру против его внутренних и внешних врагов и противников и защищать его государство в любых войнах.

В 1885 году в Бухаре было утверждено «Российское императорское политическое агентство». Этот агент был официальным и постоянным представителем России, и через него шли все сношения Петербурга и Ташкента с Бухарским правительством.

Итак, заключенный между эмиром и генерал-губернатором договор «О дружбе» является юридическим актом по установлению власти русского царизма над Бухарским ханством.

Статья 5 договора в Шааре содержало следующее: «Все города и селения Бухарского ханства открыты для русской торговли, русские караваны могут свободно разъезжать по всему ханству и пользуются особенным покровительством местных властей. За безопасность русских караванов внутри бухарских владений отвечает бухарское правительство». И это еще не все. Русским промышленникам разрешалось свободно заниматься в Бухаре разными промыслами, открывать заводы и фабрики. Они имели право приобретать недвижимое имущество, обрабатывать земли, уплачивая харадж в размере одной десятой доли урожая, наравне с мусульманами. Это было чистейшим закабалением народа.

Царская власть ликвидировать эмират не могла. Но была существенно изменена внутренняя жизнь страны, ограничена власть эмира, а народ продолжал бедствовать. Эту ситуацию можно раскрыть из «Записки и политическом и экономическом положении Бухарского ханства», составленной в 1890 году Российским политическим агентом в Бухаре П.М. Лессаром: «Система, принятая нами по отношению к ханству, заключается в должном невмешательстве в его внутренние дела. Мы заботимся исключительно об обеспечении за собою  бухарского рынка и политических и стратегических задач на случай осложнения в Средней Азии: эмир же и его сановники делают с народом, что им угодно. Таким образом, не затрачивая никаких средств или труда, мы получаем от Бухары все, что нам нужно. Конечно, если бы такая система была возможной продолжительное время в целом или хотя частями, то «О дружбе» лишил эмира самостоятельности во внешних отношениях и внутреннем управлении. А без самостоятельности не могло быть никакого прогресса. В этом порочность политики царизма в Бухаре.

«назад