48.
Война между Россией и Бухарой была закончена, и их отношения развивались на основе договора от 23 июня 1868 года. Но появились сложности и трудности политического характера. Возник и стал острым так называемый «самаркандский вопрос». Его суть состоит в следующем.
Министерство иностранных дел, опасаясь осложнений и даже конфликтов с Англией, категорически потребовало вернуть Самарканд Бухаре. В связи с этим Кауфман направил в столиц России рапорты царю и военном министру, а также письмо канцлеру Горчакову, где подробно обосновывал необходимость присоединения к России долины верхнего Зарафшана.
Однако Министерство иностранных дел оказало нажим на военное ведомство, и в результате этого Кауфману было направлено предписание «не распространять пределов наших новыми завоеваниями… направить все усилия к тому, чтобы можно отвести войска из бухарских владений, не исключая Самарканда…». Это предписание было поддержано царем, который отказался утвердить договор с Бухарой от 1868 года. Однако генерал оказался смелым, настойчивым и действовал очень рискованно, всячески оттягивал выполнение предписания высших российских властей. Серьезное обострение самаркандского вопроса произошло осенью 1868 года в связи с феодальным мятежом в Бухаре. Мятеж возглавил сын эмира Абдумалик. Эмир обратился за помощью к Кауфману, который отправил ему на помощь войска под командованием генерала Абрамова.В столице России на эти действия смотрели с большой осторожностью и явным неодобрением линии генерала Кауфмана. Министерство иностранных дел потребовало прекратить вмешательство во внутренние дела ханства и ограничиться простым наблюдением. Но и теперь Кауфман не желал выполнять предписание Петербурга.
Между тем войска Абрамова 27 октября 1868 года заняли Карши вместе с Шахрисабзским и Китабским бекствами и возвратили их эмиру. Мятежники были разбиты, а Абдумалик бежал в Кашгар. Весной 1870 года тот же генерал Абрамов присоединил в результате боевых действий к Зарафшанскому округу бекства Матча, Фальгар, Фан, Кштут и Магиан. Министерство иностранных дел России было поставлено перед свершившимся фактом.
Учитывая, что Министерство продолжает стоять на своем, Кауфман решил пойти на компромисс. Он заявил, что в связи с ликвидацией междоусобицы в Бухарском ханстве представляется возможным вернуть ему Зарафшанский округ, но при этом требовал расширение своих полномочий в окончательном решении этого вопроса. В связи с этим было поручено заключить с бухарским эмиром новый договор.
«назад