38.
Эмир Насрулла-хан (1826-1860 гг.) пытался, как и его предшественник, преодолеть феодальную раздробленность, но это оказалось более чем трудным в той политической обстановке. Он управлял страной при помощи весьма разветвленного чиновничьего аппарата, наделив последних поместьями за верную службу. В этом аппарате можно выделить три ветви: глава кушбеги, в руках которого находились все дела в ханстве, его власть приближалась по силе к власти самого эмира. Далее- нижний- кушбеги, ведавший финансами, возглавлявший диванбеги всех областей. Наконец— начальник гарнизона и войсковой артиллерии, одновременно начальник командиров всех воинских частей ханства.
В правлении Насруллы-хана несколько оживилось ирригационное строительство: восстанавливались старые системы и строились новые каналы, осваивались новые участки земель. Наиболее типичной картиной столицы и его окрестностей были тянувшиеся сплошной полосой арыки и каналы, обработанные поля, сады и виноградники. На тщательно возделанной земле выращивались джугара, рис, просо, ячмень, но главным образом хлопок. Широко развивалось производство фруктовых и базчевых культур. С середины XIX века Бухара становится центром не только шелководства, но и хлопководства.
Бухара продолжала оставаться крупным центром ремесленного производства. Стержнем этого производства было развитие текстильной промышленности: изготовление хлопчатобумажных и шелковых тканей, бархата, бумажных и шелковых платков. В Бухаре и ее округе успешно развивалось ткацкое производство. Ткали мужчины и женщины, но дехкане занимались ткачеством после окончания полевых работ, т.е преимущественно зимой.
Постепенно сложилась определенная структура ремесленно производства. Ремесленники одной профессии образовывали своего рода корпорации, во главе которых стояли аксакалы, избиравшиеся на собраниях и утверждавшиеся самим эмиром. Обычно этот пост занимали богатые владельцы мастерских. Но все0таки в ремесленном производстве в первой половине XIX века господствовали средневековые методы: вместо свободного найма рабочей силы существовали кабальные условия, так называемый бунак, ссуда, которые затем ремесленники должны были отрабатывать.
В первой половине XIX века Бухара продолжала, как и в прежние века, широко развивать внутреннюю торговлю, но приоритет принадлежал торговле транзитной, международной. Поддерживались торговые отношения прежде всего с соседними странами Востока— Ираном, Индией, Афганистаном, Хивой, Кокандом, Китаем. В Бухару привозили: из Индии— шелковые и хлопчатобумажные изделия, индиго, жемчуг, драгоценные камни, из Китая— чай, лекарства, пряности, фарфоровую посуду, из Ирана— шелковые и хлопчатобумажные изделия, из Ташкента— кожаные изделия. Ежегодно в Бухару доставляли товары на 12-15 тысячах верблюдов.
Развитие ремесленного производства и торговли оживляло городскую жизнь. В социальном составе горожан большинство принадлежало ремесленникам и торговцам. Вместе с работниками городских служб они составляли одно феодальное сословие «Фукаро», соответствующее «третьему сословию» европейских стран. Им противостояли привилегированные военные, чиновники, высшая знать и духовенство. Сословия и разряды населения различались по одежде: головные уборы, халаты, обувь, пояса и все остальное для каждого разряда жителей имело свою определенную форму. Своей значимостью в городской жизни выделялись крупные купцы, организаторы караванной торговли. В этот период длина городской стены насчитывала 15 километров при 11 воротах. На ночь ворота закрывались и ключи сдавались в арк миршабу— начальнику ночной полиции.
«назад