28.
После падения Караханидов власть перешла к династии феодалов-садров, бывших одновременно руководителями Бухарской религиозной общины и Раисами города. Садры держали в своих руках не только духовную власть в Бухаре, но и светскую. Они были крупнейшими землевладельцами, обладателями лучших поместий, имели здесь лавки, караван-сараи, мельницы, бани и т.д.
В Бухаре еще в первой половине XII века большое влияние получила родовитая семья— представители крупного и богатого духовенства, принявшие титул «садр джахан» («столп мира»). Сосредоточение в их руках большого количества вакуфных земель, а также сборы налогов с ремесленников и торговцев из окружающих город земель, доходы от торговых предприятий и базаров— все это дало садрам огромное богатство. Об их размерах можно судить по такому факту: один из садров (Мухаммад ибн Ахмад) содержал на свои доходы до 600 факихов. Когда же он предпринял паломничество в Мекку, то для перевозки необходимых путевых припасов потребовалось более 100 верблюдов. За свою жадность и недостойное поведение он был прозван «садр джаханнам» («столп ада»).
Богатства садров Бухары имели еще и другое происхождение. Под предлогом необходимости сбора крупных сумм для выплаты ежегодной дани кара-китаям садры жестоко обирали население.
Основателем династии садров и вместе с тем наследственных раисов Бухары считался Абдулазиз ибн ал- Маз из дома Бурханнудина, умерший еще 1141 году. При садре Абдулазизе Бухара вела настолько независимую политику, что могла считаться почти независимым княжеством в системе караханидского государства в Мавераннахре.
«назад