25. - БУХАРА В ПЕРИОД РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА
Шахристан— основное ядро феодального города в Средней Азии, включающее часто цитадель и обнесенное стеной. Рабад— пригородные, ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана (резиденция правителя и знати) в феодальном городе Центральной Азии.
Главная часть бухарского базара в начале VIII века находилась в пригороде— рабаде, на юг от ворот Аттарон (ворот базара). На этом одном участке базара имелась тысяча лавок, а базар в домусульманское время доходил даже до места, где тогда находилась мечеть Магохи Атари, недалеко от купола Саррафан. В IX веке Рабад постепенно становился центром Бухары, разрастаясь на юг, запад и восток. На запад от арка на площади Регистан находились царские дворцы. В начале арабского завоевания купцы-зароастрийцы выселились из шахристана и построили 700 замков (кешков) в северо-западном направлении от шахристана и арка.
Город расширял свои границы, и уже в середине VIII века понадобилась стена, которая бы охватила Шахристан и его рабады. На запад от арка с домусульманского времени высились дворцы. На Регистане был дворец бухар-худата, а в юго-западной части находился дворец Абухашима ал-Кинани. Весь центр города занимали аристократические кварталы, в которых жили земледельцы-феодалы.
Местопребывание бухарского эмира первоначально было в кухендизе (арке), как подсказывают источники, во дворце бухар-худатов, которые затем перешли в Шахристан, но затем и надолго вернулись кухендиз. В кухендизе Кутейбой была построена первая мечеть, для чего перестроили древний храм идолов,- которые посещали жившие здесь арабы. Вообще, недалеко от северных ворот в Шахристане находилось немало мечетей и обителей. К середине IX века Бухара настолько выросла, что в 849-850 гг. вокруг город, включая его рабады, была вновь возведена стена с 11 воротами. Регистан стал центром правительственной жизни. Мусульманское духовенство пользовалось в феодальном городе огромным влиянием, здесь было немало мечетей, мавзолеев и ханака, прекрасная библиотека.
Основной материал по истории Бухары в средние века, особенно по VIII-X векам, дают три сочинения Х века: «Китаб ал масалик ва-л-мамалик» ал Истахри (930-950 гг.), одноименное сочинение Ибн Хаукаля (967-977 гг.) и «Асхан ат-такасим» ал-Мукаддаси (985-989гг.). Мы сошлемся на географию ал-Мукаддаси— единственного географа, кто определил понятие «город» и в соответствии с этим определением дал перечень городов мусульманского мира по всем областям, включая и Бухару. Вот как он описывает Бухару:
«Нумуджкас»- столица Бухары. Он напоминает фустат гнилью и чернотой почвы, обширностью базаров и походит на Дамаск постройками, и окрестностями, и теснотой домов, и множеством балконов. Он находится на равнине, каждый день увеличивается. А его Медина чрезвычайно застроена, у нее семь обитых железом ворот: Ворота Нур, Ворота Подкопа, Железные Ворота, Ворота Кухендиза, Ворота Бану Сад, Ворота Бану Асад, Ворота Медины. А за ней находится кухендиз, которым завладел султан, в нем их сокровища и темницы. В нем двое ворот: Ворота Равнины и Ворота Соборной мечети. А соборная мечеть находится в Медине, в не несколько чистых дворов, все они и все его [Нумуджкасa] мечети великолепны, а базары его приятны.
А в рабаде есть 10 дарбов, дарб ал-Майдан, дарб Ибрахим, дарб Мардакашан, дарб Калабаз, дарб Наубехар, дарб Самарканд, дарб Фегаскун, дарб ар-Рамисанийа, дарб Харшарун, дарб Гушедж, и тянется от них застройка. А внутри их другие 10 дарбов, которые были застроены в древности, названия некоторых из них путаются.
А царский дворец находится на равнине лицом к кухендизу и спиной к кыбле (направление в сторону Мекки). И не видел я в стенах ислама портала величественнее этого портала. И не видел я в этом климате города более застроенного и более тесного для жительства, чем этот.
Он благословен для того, кто стремится в него, живительный для того, кто живет в нем, добрый к тому, кто обитает в нем. В нем кушанья приятные и бани опрятные, а улицы широкие, и воды прелестные. Он добрый в пропитании и в прожитии, обильный фруктами и маджлисами. Дело их в сообществах поразительно, а у простого народа есть знание фикжа (мусульманское правоведение) и литературы. В нем много борцов за веру и мало невежд. Он— местопребывание царей ислама.
Но только дома в нем тесные, пожары частые, он вонючий, блошливый, (то) жаркий, (то) холодный: колодцы соленые, каналы порицаемые, отхожие места отвратительные, характер дикий, жилища дорогие, тимы душные, педерастия явная. Он - нужник этого края и самый тесный из городов Востока. Приезжают в него люди, открыто преступающие мораль, скверные в делах, пренебрегающие общиной, появляются там слуги, которые надевают шелк на парчу, пьют из золотых и серебряных сосудов и легко относятся к делам религии».
«назад