24.
В 874 году около четырех тысяч крестьян в окрестностях Бухары выступили против существовавших в государстве Саманидов порядков. Среди них много было из тех, кто разбежался, будучи сторонниками арестованного Хусейна ибн Мухаммеда, наместника Якуба ибн Лейса, основателя династии Саффаридского государства. Местный феодал Хусейн ибн Ала пришел на помощь Саманиду Исмаилу и подавил восстание, а схваченные вожди казнены в 875 г.
В начале Х века произошли карматско- зейдитские восстания. Среди них было много участников народных восстаний, которые верили в появление легендарного пророка Махди и проповедовали его учение. Вожди и активные участники восстания находились в заключении в Бухарском арке. Со второй четверти Х века идеология карматов охватила жителей Бухары.
В 930 году произошло крупное восстание под религиозной оболочкой под предводительством Абу Бакра Хаббаза (хлебопека) аль-Исфагани. Благодаря его усилиям и настойчивости восставших были освобождены все заключенные.Восставшие захватили казну и драгоценности Насра II. Захват кухендиза сподвижниками Абу Бакра Хаббаза облегчил пожар, возникший в Бухаре в квартале арбакешей «Гардун кашон». Вождь восставших Абу Закрия Яхья был объявлен в Бухаре эмиром. Однако его власть длилась недолго. Бухарская знать обратилась к сыну Хусейна ибн Али Мерверуди с требованием выдать Абу Бакра Хаббаза и других вождей восстания. Однако друзья дали ему бежать из Бухары сначала в Самарканд, затем в Хорасан. Но позднее он был захвачен в плен и погиб от ударов кнута, а его труп был брошен в раскаленную хлебную печь. Народное восстание в Бухаре было подавлено в том же 980 г. Были и другие выступления масс, которые со всей очевидностью подтвердили, что Аграрная политика Саманидов унижала простых земледельцев, ставило их в безвыходное положение, когда например, харадж собирался дважды в году— летом и зимой. Да и эта политика властей, по сути, повторяла политику, от которой устал народ еще при Арабском халифате. А в итоге сильно ослаблялось государство Саманидов.
«назад