Russian English French German Italian Spanish Turkish
Доска объявлений Бухары!

21.

Под теми же лозунгами и с теми же требованиями, что и Муканна, в 806 г. вспыхнуло восстание крестьян под руководством Рафии ибн Лейса, направленное против  увеличения размеров хараджа. Последнее было вызвано чеканкой низкопробных дирхемов, мусеяби, мухаммеди и гитрифи. Чеканка была вызвана уменьшением монет в стране. Арабы из собранного хараджа долю султана отправляли в Багдад только золотыми и серебряными монетами. Это вызывало недовольство бухарцев. В этих условиях вспыхнуло восстание податного населения и городской бедноты во всем  Мавераннахре. В Бухаре во главе восстания стоял энергичный вождь Башир ибн Лейса, брат которого Рафии ибн Лейс руководил восстанием в Самарканде. Арабы вынуждены были уменьшить харадж. Однако несмотря на это, глава восставших повстанцев Рафи ибн Лейс обратился к жителям многих городов Шаша, Ферганы, Ходжента, Балха и других, в том числе и Бухары с просьбой оказать помощь в борьбе «против султана и мусульман». К крестьянам присоединились городская беднота и часть дехканства, которая стремилась использовать народное восстание в борьбе за власть и сохранение былого экономического и политического положения также в своих классовых интересах.

Письменные источники сообщают, что руководитель восстания Рафи ибн Лейс— внук знаменитого Насра ибн Сейяра, последнего омейядского наместника Хорасана. При Аббасидах его потомки отошли на второй план, занимая второстепенные военно-административные посты в Центральной Азии. В 80-х годах VIII века они принимали участие в подавлении восстания Муканны. Поводом для восстания послужило наказание, которому наместник подверг Рафи. Рафи ибн Лейс был любителем разгульной жизни, вина и женщин. Ему понравилась жена мавли-халифа, и он посоветовал ей отступиться от ислама и стать его женой. Слух об этом преступлении (с точки зрения мусульманского права подстрекательство к вероотступничеству— тягчайшее уголовное преступление) дошел до ар-Рашида, распорядившегося наказать Рафи в соответствии с нормами мусульманского права. Наместник Самарканда расторг брак и заточил  виновного в тюрьму, но не стал подвергать его телесному наказанию, так как Рафи воспользовался в Самарканде большим авторитетом. Рафи бежал из тюрьмы, скрывался в Балхе и добился в конце концов прощения. Ему разрешили вернутся в Самарканд, но брак остался расторгнутым.  Чтобы получить возможность вернуть себе любимую женщину, Рафи поднял мятеж. Так романтическая история арабского аристократа стала причиной восстания против центральной власти. Во всем этом нет ни проявления антимусульманских взглядов, ни тем более идей Муканны.

Сама эта история не заслуживала бы внимания, если бы она не привела к восстанию, серьезно обеспокоившему халифа.

Остановка на Востоке была напряженной. Многолетнее правление наместника Хорасана Али ибн Исы, отличавшегося лихоимством и беззастенчивостью  вымогательства, одинаково настроило против него и богачей и бедняков. Жалобы на него халиф не принимал. Естественно, что выступление Рафи против наместника встретило широкую поддержку.

Любопытные сведения об участии горожан в восстании сообщает Балами. Когда Рафи не удалось вернуть жену, то он восстал и захватил Самарканд, а эту женщину сделал свей женой открыто. Все самаркандцы присоединились к Рафи, потому что были измучены притеснениями Али ибн Исы и его чиновников. Постепенно Рафи распространил свою власть на весь Мавераннахр. Харун ар-Рашид решил лично возглавить борьбу с мятежниками, но умер по дороге в Мевр.

Рафи, безусловно, пользовался поддержкой всего населения, но его выступление (806-810 гг.)— обычный мятеж феодала против центральной власти. Он создал независимый удел, узурпировал власть. Когда Рафи в конце концов пошел на переговоры и сдался Мамуну (наместник Хорасана), то он не «изменил» восстанию и не «перешел на сторону врага»: для него вся эта история была личным делом, а не защитой чьих-то интересов, которые он мог предать соглашение с халифом. После того как Рафи сдался, народ не оказал сопротивления правительственным войскам, поскольку перед этим был облегчен харадж, и Мамун, заинтересованный в поддержке хорасанцев и мавераннахрцев, старался предотвратить злоупотребления чиновников. Теперь для народа не было разницы между Рафи и халифом.

«назад