20.
Все более нараставшее возмущение населения против арабских завоевателей привело при халифе аль-Махди (775-785 гг.) к широкому народному движению против Аббасидов, охватившему в 70-х годах VIII века весь Мавераннахр.
Руководителем восстания является Муканна, ремесленник из Мевра. Некоторые исторические источники сообщают, что он был одним из военачальников Абу Муслима и участвовал в движении против омейядских халифов. Он был очень образованном человеком. Есть основания полагать, что на него оказали сильное воздействие идеи маздакизма. Узнав о проповеди Муканны, наместник захватил его и как важного государственного преступника отправил для суда в центр халифата— Багдад.
Но Муканна бежал из тюрьмы и добрался до Мевра. Собрав здесь своих сторонников, он в 776 году разослал их по всем районам Средней Азии с призывом подняться на борьбу против иноземного гнета. Чиновники халифа усиленно за ним охотились, но, несмотря на это ему все же удалось переправиться с несколькими десятками своих сторонников на другой берег Амударьи и скрыться в Согде, где большинство населения перешло в веру Муканны. Основная причина признания массами учения Муканны заключалась в том, что оно требовало уничтожения имущественного неравенства и было направлено против арабов.
Штаб восставших был расположен в селении Наршах, близ Бухары. Бухарский правитель Хусейн ибн Муаз, собрав свои воинские силы, состоявшие в основном из арабов, соединил их с отрядами бухарской знати и двинулся на восставших. В 776 г. у стен Наршаха произошло ожесточенное сражение между арабами и повстанцами. Муканна был разбит, потеряв 700 человек убитыми. Но это не установило борьбу, и вскоре повстанцы вновь овладели окрестностями Бухары. Халиф забеспокоился и немедленно выслал бухарскому правителю подкрепление, но Джабрали ибн Яхъя долгое время безуспешно осаждал Наршах. Не помогли и резервы эмира Хорасана, позволившее вдвое увеличить противников Муканны. Арабы были разбиты и лишь после этого стороны начали переговоры о мире. Арабские военачальники во время переговоров убили одного из руководителей восстания, но это лишь увеличило сопротивление восставших. Халиф дважды сменял наместников Хорасана с целью победить повстанцев. В конце концов в 783 г. арабским войскам удалось захватить крепость, в которой находился Муканна. Все защитники крепости были казнены, а сам Муканна, не желая сдаваться, покончил с собой. Но и после его смерти вспышки восстания «людей в белых одеждах» (сторонники Муканны) в течении ряда тлеет давали о себе знать в разных пунктах Центральной Азии.
Если на первом этапе движение Муканны пользовалось поддержкой некоторой части согдийской аристократии, то уже на втором эта напуганная размахом движения аристократия целиком перешла на сторону халифата. А согдийские крестьяне, наоборот, продолжали все в большем количестве примыкать к движению. «Люди в белых одеждах» становились хозяевами Мавераннахра, а «сад повелителя правоверных», как называли Мавераннахр и Хорасан, превращался в независимо от халифата край. Но в целом движение оказалось побежденном.
Одна из характерных черт восстания Муканны— антиисламская направленность. Она определялась не только наличием у Муканны и «людей в белых одеждах» специфического вероучения, несовместимого с исламом, но главным образом стремлением широких народных масс Мавераннахра изгнать новую религию, ломавшею привычный образ жизни, заставлявшую отказаться от многих обычаев и даже бытовых привычек. Кроме того, ислам олицетворял чужую власть, все беды и тяготы, связанные с ней.
Разгром Муканны означал окончательное утверждение ислама, а все последующие восстания уже не имели антимусульманской направленности.
«назад