18.
Через VII век проходит граница, разделяющая два больших периода истории Центральной Азии, в том числе Бухары. Вторжение арабов принесших с собой новую религию и государственный язык, включение мелких феодальных княжеств и систему единого государства, установление новых культурных и экономических связей привело к существенному изменению всего облика материальной и духовной культуры. Поскольку эти факторы были связаны с арабским завоеванием, то принято считать и называть эти периоды доарабским (домусульманским) и послеарабским ( мусульманским).
Арабская знать решилась осуществить захват Мавераннахра лишь после того, как при халифе Абду аль Малике ибн Марване (685-705гг.) был положен конец междоусобной борьбе за власть внутри халифата и подавлены восстания в уже завоеванных странах. Примерно около 705 года наместник Хорасана Кутейба ибн Муслим начал военные действия, приведшие к захвату Мавераннахра.
Кутейба, использую раздробленность внутри страны и внутренние распри местных аристократов-дехкан, сумел постепенно укрепить позиции халифата в Средней Азии. Он покорил в 705 г.отдельные районы области Балха. Кроме самого Балха, ему подчинились Чаганиан (правитель которого Тиш в это время примкнул к арабами натравливал их на соседние владения), Шуман и др. В706 год он с большим войском вступил в Мавераннахр. Как пишет Табари, Кутейба, переправившись через Амударью, двинулся на Пайкенд, который считался в то время одним из самых цветущих городов Мавераннахра.
Пайкенд назывался «городом купцов», а также «меднобронном городом», так как он имел сильно укрепленную крепость. Здесь армия Кутейбы в первые встретила упорное сопротивление жителей. В обороне города участвовали не только пайкендцы, но и другие согдийцы, к которым жители обратились за помощью. В начале на их стороне был перевес и арабы находились в тяжелом положении. Арабское войско длительное время было окружено согдийцами: коммуникационные линии Кутейбы были перерезаны.
Во всех мечетях Ирака и Ирана возносились молитвы. Но Кутейбу спасли не молитвы, а отсутствие единства местных правителей. Постепенно некоторые их них отвели свои отряды. Ряд защитников Пайкенда поредели, и этим воспользовался Кутейба: он овладел городом, разграбил его и направился на Бухару. Осада Пайкенда продолжалась, по одним сведениям,50 дней, по другим 10 месяцев. Не успел Кутейба отойти и пяти фарсахов от Пайкенда, как жители этого города восстали и уничтожили арабский гарнизон. Захватив Пайкенд вторично, Кутейба разрушил его до основания, перебил всех мужчин, а женщин и детей обратил в рабство. Арабские войска овладели здесь такими богатствами, которые им не удавалось захватить нигде. Быть может, наиболее важной частью этого трофея было огромное количество оружия и боевых доспехов.
В 707 году Кутейба с новыми силами двинулся на Мавераннахр. Несмотря на упорное сопротивление населения Согды, ему удалось достичь владений Бухары и захватить Рамитан. Однако сражение за Бухару не принесло успеха. Но Кутейба был настойчив и в 709 году с очень большими силами он снова перешел Амударью и достиг окрестностей Бухары. Ее жители, как и прежде, призвали на помощь согдийцев и тюрок. Разгорелась кровопролитная борьба.
Кутейба объявил, что всякий, кто принесет голову врага, получит 100 дирхемов. Вскоре в ставке арабов была воздвигнута большая пирамида из голов воинов Мавераннахра, но даже это не могло сломить сопротивление защитников Бухары. Поэтому Кутейба вновь прибегнул к вероломству и обману. Он подослал к царю Согда Тархуну своего агента, чтобы тот передал ему весть, что арабы через некоторое время уйдут и тогда тюрки нападут на Тархуна, и, так как Согда богат и прекрасен, они захотят его захватить. Обманутый и напуганный этими лживыми речами, согдийский царь попросил совета: что ему делать. На что получил ответ, причем чрезвычайно коварный: заключить мир с Кутейбой, сообщить тюркам, что к арабам двигаются большие подкрепления,- тюрки тогда также уйдут. Тархун последовал этому совету. Так антиарабская коалиция распалась, и арабские войска сумели захватить Бухару.
«назад