Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

17.

Искусство— своеобразный и богатый мир духовной деятельности человека. При всей своей специфике искусство тесно связано с другими сферами материальной и духовной жизни. VII век— самый канун гибели старых порядков и утверждения в Центральной Азии новой религиозной доктрины— ислама, глубоко враждебного искусству «неверных», - дарит нам, как это не странно, самые непревзойденные произведения монументальной живописи. Живопись Варахши— главный памятник монументального искусства Узбекистана этой эпохи.

Дворец Варахша, по словам Наршахи, «не имел себе равных». Именно это дворец стал первым памятником дворцового зодчества предарабского времени, явившимся объектом археологического изучения. В Красном зале Варахши изображение ряда отдельных подвигов героя совмещено во времени. Нейтральный красный фон прекрасно отражает отвлеченность места. Подвиг вообще. Однако мысль автора концентрируется на сценах единоборства героя с темными силами, враждебными добру и свету. Львы, гепарды, козлорогие девы нападают на царственного всадника спереди си сзади, принимая на себя удары меча и копья. Свирепости хищника, силе, коварству и схватке зверя противостоят  ловкость, быстрота, горделивая уверенность и бесстрашие рыцаря. Бывалый расторопный слуга (в сравнении с витязем почти карлик) действует с привычным спокойствием воина, не забывая следовать манерам господина, отсюда прямая посадка, непринужденность и изящество движений.

Каждая стена вносит нечто новое в приемы художника. Так, для второй группы фигур со слоном характерна более активная роль красного цвета в разработке фигуры витязя, его шарфа, повязанного узлом, и головы слона, в то время как убранство животного выдержано в марганцево-сером тоне. Полосатый тигр изображен серыми разводами, поверх которых дан общий желтый тон с оставлением белого и частично допиской по белому прядей шерсти. Таким образом раскраска не чисто локальная, и предметность формы сохраняет для художника некоторое значение, но выраженное условно.

В третьей группе, где пятнистые гепарды нападают на слона спереди и сзади, очень интересно написаны обнаженные ноги витязя с длинными выразительными пальцами. Гибкая линия спины как бы колышется в такт движению погонщика, чуть приставшего на загривке слона в решительный момент боя. В четвертой группе, где на всадника нападают драконы с козлиными рожками, у зверя сильные лапы и небольшие крылья с полоской белых шариков на красном и желтым фоне. На конце хвоста хищника, как и в других сценах, украшения. Наивысшем образом проявилось искусство рисунка в пятой группе, где очень хорошо сохранились фигуры витязя и погонщика. Рисунок разработан в основном красным цветом, лишь совсем немного марганцево-коричневого в тканях. Торс погонщика написан по всем правилам академического рисунка: начертана вертикаль и ось наклона торса, потом внесены поправки, исходя из требования ритмической организации целого. Здесь особенно поражает великолепная культура линий, необычайно певучих, плавных и вместе с тем удивительно точно и изящно моделирующих форму. Мягкий овал плеч, стройная грудь и удлиненный торс над округлостью живота, откинутая в складках прозрачная ткань, обнаженная нога с характерным положением стопы с пяткой, как бы вывернутой наружу,- все это так непринужденно, легко и свободно, как будто художнику доставило особое удовольствие скользить пером по хорошо знакомым, не раз найденным, на вновь и вновь отрабатываемым в деталях формам.

Росписи Восточного зала Варахши вносят нечто новое в наши представления о монументальной живописи Узбекистана VII века. Принципу круговой композиции здесь противостоит иной композиционной прием: Каждая стена зала посвящена была, видимо, одной теме,- что ни стена, то другая картина. Однако внутренняя связь между ними сохранена. Все они —  звенья  единой цепи явлений современной художнику жизни. Содержанием живописи Восточного зала можно, по преимуществу, считать жизнь общества VII века. Росписи в зале сохранились главным образом на южной стене, отчасти на западной лишь на небольшом участке – на восточной. Однако их композиционный строй выявляется достаточно полно. В центре южной стены изображен во всю его высоту величественный царь с мечом, поставленным между ног, царь сидит на желтом (золотом) троне, украшенном фигурками крылатого верблюда и  роскошными тканями.

Итак, настенная живопись двух дворцовых залов Варахши изображает нечто органически связанное с жизнью его обитателей и носит по преимуществу светски- аристократический характер.

«назад