15.
В переводе религия означает набожность, святыню, предмет культа, в современном звучании — это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на существование бога или богов, «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. С этой точки зрения определить характер религиозных верований в центральноазиатских владениях довольно трудно. Масштабные торгово-экономические связи Бухары с передней Азией и бассейном Средиземного моря и обусловили распространение различных учений, способствовали веротерпимости населения, внесение нового и старые культы. Надо сказать, что в Бухаре людей, неуклонно придерживавшихся зороастризма, буддизма, христианства, было не так уж много.
Кушаны, превратив буддизм в государственную религию Индии, поощряли его распространение в Центральной Азии. Буддизм пришел на смену зороастризму (огнепоклонничеству). Существует мнение, что Бухара происходит от «Варахша» (буддийский храм). В III веке до нашей эры в Иране, Центральной Азии и Восточном Туркестане было распространено манихейство— дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Это учение сочетало в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма и некоторые черты верований кочевого скотоводческого Востока.
По сообщению Наршахи, в Бухаре и во всей ее округе во множестве были распространены аташхана (дом огня) зороастрийцев. С глубокой древности на базаре Мох близ капища огнепоклонников ежегодно осуществлялась продажа идолов, которых жители города и округи приобретали на огромную сумму и выбрасывали в это день пришедших в негодность старых идолов. По сообщению Наршахи, идолы изготовлялись из глины и обжигались или вырезались из дерева. Базар идолов был тесно связан с капищем огнепоклонников, находившихся на месте современной мечети Магохи Аттари. Это капище в последствии превращено в мечеть. Идолами, как правило, были заполнены буддийские храмы. Наршахи утверждает, что Кутейба ибн Муслим при взятии Пайкенда обнаружил в бутхане серебренного идола весом в четыре тысячи дирхемов (12 килограммов). Идолы из святилища и базара Мох связаны, скорее всего, с огнепоклонничеством той поры, когда оно подвергалось значительному влиянию буддизма и культа предков. Деревянные идолы не сохранились до наших дней.
Зороастрийцы не поклонялись идолам в домах, а содержали их как оберегателей и носителей счастья, как олицетворение духа-покровителя, не допускающего в дом злых духов и недуги. По рассказу Наршахи, у каждого из каш-кашанов, построивших себе замки вокруг Бухары, на воротах было установлено изображение идола. Зороастризм исповедовали и низшие слои бухарского общества. Во дворце бухар-худатов в Варахше изображен огонь, вокруг которого в пышных одеяниях сидят представители высшего класса. Священный огонь был изображен на монетах бухар-худатов.
Есть и такие факты. В начале VIII века в Самарканде в присутствии арабского наместника Насра ибн Сейара два бухарских дехкана убили бухар-худата Тахшаду. Пришли слуги, очистили от мясного покрова его кости и увезли в Бухару. Этого обычая огнепоклонников придерживались почти во всех областях Средней Азии. При раскопках бугров около городища Пайкенд было найдено несколько сооружений (наусов) с костехранилищами. В Бухаре могли быть и другие культы, связанные с язычеством— культ предков, культ Сиявуша.
«назад