14.
К середине первого тысячелетия до нашей эры на территории Бухарских земель появились большие укрепления— вары. Известные городища на Афрасиабе и на юге Узбекистана превратились в античные и средневековые города. Такими городами могли стать городища Варахша, сама Бухара, Варданзи, Рамиш, Кермине и другие.
Большинство старых городов Бухарского оазиса процветало в античный период, а Пайкент и Варданзи (или Вардана) – в VI-VIII веках. Пайкент (Пайканд) означает селение в низовой части каналов. Наршахи называет его городом. Пайкент был сильно укреплен, поэтому его называли еще Шахристан – бронзовый город. По данным археологических исследований, он развивался как крупный торговый город. Арабы называли его Мединату-тужжар (город купцов). Его население составляли купцы, торговавшие с Китаем, развивавшую морскую торговлю, и были они очень богаты.
Пайкендский оазис был цветущим и богатым. Жители каждого селения устраивали на границе своего оазиса специальные гарнизоны, которые содержались на свой счет. А зимой, когда кочевники устраивали набеги, в этих укреплениях скапливалось довольно большое войско.
Варданзи (Вардана, Вадани) был основан на канале Шапуркам. Он имел сильное укрепление, так как располагался на границе степи. Оазисы каналов Шапуркам, Пирмаст, Султанабад, Расположенные к северу от Хитфара (Вабкентдарья), были плодородными и благоустроенными. Поэтом оазис с центром в Варданзи обособился от Бухары и управлялся своим вардан-худатом, который был более могущественным, чем бухар-худат. Арабский халифат при завоевании Центральной Азии видел в вардан- худате наибольшую опасность.
Оживлению городской жизни сопутствовало укрепление феодальных отношений, так как именно в это время развивались международная и внутренняя торговля, процветало ремесло в городах и селениях. Так, селение Зандана было известно производством полосатой ткани занданачи, из которой изготовляли верхнюю одежду. Занданачи вывозилась в Хорасан, Индию, Ирак, Египет и Византию.
В Бухаре около ворот были крупные ткацкие мастерские бухар-худатов, где изготовлялись шелковые покрывала, материи для обшивки и готовая парадная одежда. Здесь же производили занданачи. Халифы Багдада требовали уплаты ежегодных податей с продукции именно этих мастерских.
На многолюдные базары съезжались купцы из разных селений, городов и отдаленных областей Ферганы и Хорасана.
Бухара, считаясь центром оазиса, ненамного превосходила по величине и политическому значению такие города как Пайкенд, Рамитан и Вардана. Лишь после того, как арабы овладели всем оазисом и поддержали своим авторитетом бухар-худата, Нумиджкет как подлинный политический центр оазиса оставил далеко позади себя остальные города. Бухара в VIII веке была значительно меньше Самарканда. Территория города в VII-VIII веках, которая позже стала называться шахристаном (или по-арабски «мединой»), легко угадывается в рельефе в виде значительного возвышения (на 5-6 метров) в центре города.
Благодаря исследованиям В.А.Шишкина, О.И.Сухаревой, Л.И. Ремпеля мы можем составить себе достаточно точное общее представление о размерах Бухары и схеме ее планировки в VIII веке. Это был небольшой (33-35 гектаров) город, почти квадратный в плане, со сторонами около 575-600 метров. В центре каждой из сторон находились ворота, и только в западной стороне, обращенной к цитадели, было четверо ворот. Рассказывая о древней планировки шахристана, Наршахи знакомит с ним читателя, начиная с южных ворот, а затем мысленно обходит его снаружи вокруг по часовой стрелке, характеризую часть города почти у каждых ворот.
Наршахи сначала вводит читателя в южные ворота: «Ближайшая улица слева, как войдешь в шахристан, называется улицей Риндов, а за ней была церковь христиан, и есть там мечеть, которая называется «мечеть Бану Ханзала». Н. Лыкошин переводил название улицы как «улица разбойников», следуя обычному словарному значению. Но «ринд», как показывают последние исследования,- один из вариантов понятия, передавшегося также словами «шатир», «аййар», «фатан». Последнее значение «молодец», наименование специализированное, в какой-то мере позволяет кратко, одним словом, охарактеризовать эту своеобразную группу молодежи из городских низов, объединившихся в какие-то союзы или братства. Они были самыми беспокойными в городе и активными участниками всех народных волнений. Естественно, ненависть к ним добропорядочных горожан, превративших слово «ринд» в ругательство— «разбойник», «мошенник». Такому пониманию слова могло способствовать и то, что среди риндов-аййаров, несомненно, были представители городского дна, бродяги, мошенники, люди без определенных занятий.
Затем Наршахи мысленно выходит из Шахристана, огибает его с запада и подводит нас к воротам Бану Сад: «Когда выйдешь из ворот Парфюмеров, пойдут ворота Бану Сад и мечеть Бану Сад; Хасан ибн Ала Сади был знатным человеком и у него был очень высокий дворец (кушк) в Шахристане». Здесь речь идет о западном Михре. Когда выйдешь из этих ворот наружу и спустишься вниз, тут будет дворец эмира Хорасана. А другие ворота называют Воротами Гобрийе, потому что когда выйдешь из ворот наружу, то напротив будет цитадель (хисар). А эти ворота самые укрепленные из ворот». Под воротами Гебрийе надо понимать «ворота гербов».
Цитадель Бухары площадью 3,5 гектаров отстояла от Шахристана на 120 метров. Ни в одном источнике не говорится о какой-либо системе укреплений, связывающих Шахристан с цитаделью, хотя наличие укреплений не вызывает сомнений. Цитадель имела двое ворот, которые соединялись дорогой. В цитадели помешался дворец бухар-худатов, место древних культов, связанных с Сиявушем, и храм, который Кутейба превратил в мечеть. В середине VII века дворец находился уже не в цитадели, а на Регистане.
Остальная часть описания Шахристана посвящена прославлению богослова Абу Хафса, умершего в 839 году. Уже в середине VIII века часть базаров, в первую очередь требовавших большого свободного пространства (торговля скотом и т.д.), располагалось за пределами Шахристана к югу и юго-востоку от него. К югу от Шахристана (Восточнее ворот Шахристана) находился зеленый базар, а к востоку от него — базар торговцев фисташками. После захвата города арабами, когда жители были принуждены отдать гарнизону половину своих жилищ, наиболее состоятельные горожане переселились в загородные дома. По словам Наршахи, богатые купцы, кашкушаны, построили в окрестностях Бухары 700 замков. Этот пригород, называвшийся у бухарцев Кушки-Муган, находился к северо-востоку от Шахристана. В начале IX века здесь также появился базар Харкан. В 845-850 гг. рабад Бухары, ставшей важной составной частью города, был обнесен оборонительной стеной с 11 воротами. В пределах этой стены город был в 5 раз больше, чем в начале VIII века. К концу Х века Бухара превращается в один из крупнейших городов Центральной Азии.
«назад