Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

12.

Во второй половине VI века народное крестьянское движение охватило Бухару. Оно проходило под знаменем маздакинского движения, которое в Сасанидском Иране в это же время приняло  еретическую оболочку. Это движение названо по имени руководителя народного движения Маздака. Основная движущая сила движения— крестьянство и беднота. Последователи Маздака считали, что в основе жизни лежит борьба между добрым, светлым началом и темным, злым, они призывали к уничтожению неравенства, которое они сравнивали со злом. По Маздаку, благо жизни— это четыре «З»: «Замин» (земля), «Зар» (золото), «Зур» (власть-право), «Зан» (женщина).

В Бухаре народное движение, подобно маздакидскому, возглавил Абруй — человек неизвестного происхождения. Прояснить картину восстания Абруя (585-586 гг.) помогает «История Бухары» М.Наршахи. Он рассказывает, что низшие слои населения изгнали дехкан на земли современного Казахстана. В Таразе (около Джамбула) был построен город который  назвали Хамукат по имени главного дехкана Хамука. По словам Наршахи, все беглецы были богатыми дехканами, а изгнавшие их —слугами и  кадиверами.

Землевладельцы, все еще оставшиеся в Бухаре, просили у бежавших дехкан помощи спасения от тирании Абруя. Фактически в Бухаре произошло то же самое, что и в Иране во время движения Маздака. В Бухаре, как и в Иране, новый эксплуататорский слой примкнул к движению Абруя ради избавления от дехкканства. Люди Абруя, расправившись с дехканами, покушались на имения этих же всадников. Но в Иране дехканство спас царь Кавад в союзе с всадниками, а в Бухаре, где произошел социально- политический переворот с изгнанием самих правителей— бухар-худатов, азатов (всадников) спасать было некому, кроме беглых дехкан. Последние стали на путь предательства родины. Они обратились за помощью  к тюркскому хакану Карачурину.  Большая армия во главе с его сыном Шерик-Кишваром захватила Бухарский вилает и потопила восстание в крови. Абруй был казнен— его бросили  в мешок с красными пчелами, восставших бедняков вернули в качестве слуг и кадиверов (клиентов).

Власть богатых дехкан и Хамуката была вновь восстановлена. Великого дехкана Хамука титуловали бухар-худатом, та как он происходил из древних дехкан и ему принадлежала большая часть обрабатываемых земель Бухары. Итак, вооруженный подъем угнетенных масс был подавлен. Правящая верхушка прибегал то к хитрости, то опиралась на военные силы другого государства. Азаты тоже получили земли за службу, но они не имели кедиверов и положили начало эксплуатации свободных крестьян на издольных началах (чайрикерство). Так в Бухаре во второй половине VI века окончательно победила ранняя форма феодализма.

«назад