Как получить биометрический паспорт?
14.01.2011
С этим вопросом корреспондент УзА обратился к начальнику Республиканского центра автоматизированной информационной системы паспортизации населения Управления въезда, выезда и оформления гражданства МВД Республики Узбекистан Нажмиддину Тураходжаеву.
– Сегодня паспорта и другие проездные документы, содержащие электронный носитель информации с биографическими, а также биометрическими данными владельца – цифровой фотографией и отпечатками пальцев, действуют во всех развитых государствах мира, – сказал Н.Тураходжаев. – Они введены в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В нашей стране, являющейся членом ИКАО, проводится эффективная работа по обеспечению безопасности авиаперевозок, повышению надежности авиационной техники и ее конкурентоспособности на международном рынке, развитию инфраструктуры аэропортов и созданию максимальных удобств для пассажиров. Сегодня гражданские авиаперевозки, осуществляемые НАК «Узбекистон хаво йуллари», по праву относятся к самым безопасным в мире.
В связи с этим целью введения в нашей стране биометрических паспортов является дальнейшее повышение безопасности и качества международных гражданских авиаперевозок, защищенности документов, удостоверяющих личность, от подделки, совершенствование процесса оперативной и точной идентификации личности при пересечении государственных границ. Все это – преимущества, которые дают документы с электронным носителем информации.
– Каков механизм введения паспортов с биометрическими данными?
– Указом Президента Ислама Каримова от 5 января 2011 года утверждены Положение о паспортной системе в Республике Узбекистан и Положение о биометрическом проездном документе лица без гражданства Республики Узбекистан. Они регламентируют порядок оформления, выдачи и обмена паспортов и проездных документов.
Обмен паспортов будет проводится поэтапно. На первом этапе, в течение 2011 года, биометрические паспорта будут выдаваться служащим министерств, ведомств и учреждений, физическим лицам, выезжающим за границу или находящимся за пределами страны, а также гражданам, получающим паспорта в связи с достижением определенного возраста либо по другим основаниям, предусмотренным законом. А в период 2012-2015 годов новые паспорта получат все остальные граждане Узбекистана в порядке, установленном законодательством. Паспорт нынешнего образца является действительным на весь период обмена паспортов до конца 2015 года.
В соответствии с новым Положением паспорта обязаны иметь граждане Республики Узбекистан, достигшие 16-летнего возраста, проживающие как на территории страны, так и за ее пределами. Учитывая рекомендации ИКАО, паспорт гражданина будет выдаваться сроком на 10 лет. Кроме того, паспорта будут выдаваться детям до 16 лет, которые намереваются выехать за пределы страны, сроком действия не более чем на 5 лет. В исключительных случаях паспорт гражданина Республики Узбекистан может выдаваться лицу, не достигшему 16-летнего возраста, если на момент выезда за пределы республики его возраст составляет свыше 15 лет. Это повысит гарантии защиты прав ребенка со стороны нашего государства, когда он будет находиться за границей.
С учетом мировой практики лицам без гражданства, постоянно проживающим в Узбекистане и намеревающимся выехать из страны, будет выдаваться биометрический проездной документ сроком на 5 лет. Такие же документы будут оформляться и на детей лиц без гражданства – при их выезде.
– Какова процедура получения новых паспортов?
– Для получения биометрического паспорта граждане могут обратиться по месту своей постоянной прописки в пункт сбора документов – подразделение въезда, выезда и оформления гражданства органов внутренних дел. Они должны будут заполнить анкету-заявление специальной формы, установленной Министерством внутренних дел, и приложить к ней соответствующий документ, удостоверяющий личность – ныне действующий паспорт или, для тех, кто впервые его получает, свидетельство о рождении. Сбор биографических и биометрических данных осуществляет оператор, который работает в пункте сбора, при этом снимаются отпечатки пальцев, делается цифровая фотография. На основании всех этих данных формируется электронная заявка, которая через специальную электронную сеть направляется в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Исходя из электронных заявок здесь осуществляется графическая персонализация документов, то есть внесение биографических данных в так называемую зону визуального осмотра паспорта, и электронная – внесение биографической и биометрической информации в чип. Следует отметить, что биометрические паспорта изготавливаются на основе самых современных информационных технологий и полностью отвечают всем международным стандартам.
Доставка уже заполненных документов в территориальные пункты сбора будет осуществляться средствами специальной почты. Паспорт выдается только после процедуры верификации – компьютерной проверки на совпадение биометрических параметров владельца с теми, которые внесены в паспорт.
– Чем, помимо электронного чипа, отличается паспорт нового образца от ныне действующего, какие в него вносятся отметки?
– Паспорта с биометрическими данными изготавливаются по установленному образцу в соответствии с рекомендациями ИКАО и персонализируются с использованием латинской графики на узбекском и английском языках, а для жителей Республики Каракалпакстан – на каракалпакском, узбекском и английском языках. Помимо базовых сведений в него вносится ряд отметок. Среди основных из них них – отметки о воинской обязанности владельца, регистрации или расторжении брака, прописке или выписке, разрешительные записи для выезда за границу, о пересечении Государственной границы Республики Узбекистан, а для детей в возрасте до 16 лет – также сведения о сопровождающих лицах. Увеличено количество страниц паспорта – за счет тех, где ставятся разрешительные визовые отметки на выезд из страны и въезд в зарубежные государства. Кроме того, фотография в новом паспорте будет теперь не вклеенная, а печатная, что повышает его защищенность от возможной подделки.
– Как организованы оснащение пунктов сбора документов и подготовка специалистов для проведения биометрической паспортизации населения?
– Все без исключения территориальные подразделения въезда, выезда и оформления гражданства органов внутренних дел будут оборудованы специальными устройствами для сбора и электронной обработки биометрических данных. Эта работа уже начата. Подготовлены отдельные помещения. Каждый пункт сбора документов обеспечен средствами связи и передачи данных.
В настоящее время идет процесс обучения специалистов, которые будут задействованы во введении биометрической паспортной системы. Наш центр разработал учебные материалы со слайдами. С их помощью проведены обучающие семинары во всех регионах страны. Теперь дело – за практическими навыками. Для этого, к примеру, в подразделении въезда, выезда и оформления гражданства Мирзо-Улугбекского РОВД города Ташкента оборудован учебный пункт сбора документов, где ежедневно проходят подготовку операторы, которым предстоит проводить биометрическую паспортизацию. Такие же учебные пункты в ближайшее время будут созданы и во всех областях.
Таким образом, работа по подготовке к введению в Узбекистане биометрической системы паспортизации проводится последовательно, в полном соответствии с Указом Президента нашей страны и утвержденными им положениями.
УзА, Анна Иванова
«назад– Сегодня паспорта и другие проездные документы, содержащие электронный носитель информации с биографическими, а также биометрическими данными владельца – цифровой фотографией и отпечатками пальцев, действуют во всех развитых государствах мира, – сказал Н.Тураходжаев. – Они введены в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В нашей стране, являющейся членом ИКАО, проводится эффективная работа по обеспечению безопасности авиаперевозок, повышению надежности авиационной техники и ее конкурентоспособности на международном рынке, развитию инфраструктуры аэропортов и созданию максимальных удобств для пассажиров. Сегодня гражданские авиаперевозки, осуществляемые НАК «Узбекистон хаво йуллари», по праву относятся к самым безопасным в мире.
В связи с этим целью введения в нашей стране биометрических паспортов является дальнейшее повышение безопасности и качества международных гражданских авиаперевозок, защищенности документов, удостоверяющих личность, от подделки, совершенствование процесса оперативной и точной идентификации личности при пересечении государственных границ. Все это – преимущества, которые дают документы с электронным носителем информации.
– Каков механизм введения паспортов с биометрическими данными?
– Указом Президента Ислама Каримова от 5 января 2011 года утверждены Положение о паспортной системе в Республике Узбекистан и Положение о биометрическом проездном документе лица без гражданства Республики Узбекистан. Они регламентируют порядок оформления, выдачи и обмена паспортов и проездных документов.
Обмен паспортов будет проводится поэтапно. На первом этапе, в течение 2011 года, биометрические паспорта будут выдаваться служащим министерств, ведомств и учреждений, физическим лицам, выезжающим за границу или находящимся за пределами страны, а также гражданам, получающим паспорта в связи с достижением определенного возраста либо по другим основаниям, предусмотренным законом. А в период 2012-2015 годов новые паспорта получат все остальные граждане Узбекистана в порядке, установленном законодательством. Паспорт нынешнего образца является действительным на весь период обмена паспортов до конца 2015 года.
В соответствии с новым Положением паспорта обязаны иметь граждане Республики Узбекистан, достигшие 16-летнего возраста, проживающие как на территории страны, так и за ее пределами. Учитывая рекомендации ИКАО, паспорт гражданина будет выдаваться сроком на 10 лет. Кроме того, паспорта будут выдаваться детям до 16 лет, которые намереваются выехать за пределы страны, сроком действия не более чем на 5 лет. В исключительных случаях паспорт гражданина Республики Узбекистан может выдаваться лицу, не достигшему 16-летнего возраста, если на момент выезда за пределы республики его возраст составляет свыше 15 лет. Это повысит гарантии защиты прав ребенка со стороны нашего государства, когда он будет находиться за границей.
С учетом мировой практики лицам без гражданства, постоянно проживающим в Узбекистане и намеревающимся выехать из страны, будет выдаваться биометрический проездной документ сроком на 5 лет. Такие же документы будут оформляться и на детей лиц без гражданства – при их выезде.
– Какова процедура получения новых паспортов?
– Для получения биометрического паспорта граждане могут обратиться по месту своей постоянной прописки в пункт сбора документов – подразделение въезда, выезда и оформления гражданства органов внутренних дел. Они должны будут заполнить анкету-заявление специальной формы, установленной Министерством внутренних дел, и приложить к ней соответствующий документ, удостоверяющий личность – ныне действующий паспорт или, для тех, кто впервые его получает, свидетельство о рождении. Сбор биографических и биометрических данных осуществляет оператор, который работает в пункте сбора, при этом снимаются отпечатки пальцев, делается цифровая фотография. На основании всех этих данных формируется электронная заявка, которая через специальную электронную сеть направляется в Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Исходя из электронных заявок здесь осуществляется графическая персонализация документов, то есть внесение биографических данных в так называемую зону визуального осмотра паспорта, и электронная – внесение биографической и биометрической информации в чип. Следует отметить, что биометрические паспорта изготавливаются на основе самых современных информационных технологий и полностью отвечают всем международным стандартам.
Доставка уже заполненных документов в территориальные пункты сбора будет осуществляться средствами специальной почты. Паспорт выдается только после процедуры верификации – компьютерной проверки на совпадение биометрических параметров владельца с теми, которые внесены в паспорт.
– Чем, помимо электронного чипа, отличается паспорт нового образца от ныне действующего, какие в него вносятся отметки?
– Паспорта с биометрическими данными изготавливаются по установленному образцу в соответствии с рекомендациями ИКАО и персонализируются с использованием латинской графики на узбекском и английском языках, а для жителей Республики Каракалпакстан – на каракалпакском, узбекском и английском языках. Помимо базовых сведений в него вносится ряд отметок. Среди основных из них них – отметки о воинской обязанности владельца, регистрации или расторжении брака, прописке или выписке, разрешительные записи для выезда за границу, о пересечении Государственной границы Республики Узбекистан, а для детей в возрасте до 16 лет – также сведения о сопровождающих лицах. Увеличено количество страниц паспорта – за счет тех, где ставятся разрешительные визовые отметки на выезд из страны и въезд в зарубежные государства. Кроме того, фотография в новом паспорте будет теперь не вклеенная, а печатная, что повышает его защищенность от возможной подделки.
– Как организованы оснащение пунктов сбора документов и подготовка специалистов для проведения биометрической паспортизации населения?
– Все без исключения территориальные подразделения въезда, выезда и оформления гражданства органов внутренних дел будут оборудованы специальными устройствами для сбора и электронной обработки биометрических данных. Эта работа уже начата. Подготовлены отдельные помещения. Каждый пункт сбора документов обеспечен средствами связи и передачи данных.
В настоящее время идет процесс обучения специалистов, которые будут задействованы во введении биометрической паспортной системы. Наш центр разработал учебные материалы со слайдами. С их помощью проведены обучающие семинары во всех регионах страны. Теперь дело – за практическими навыками. Для этого, к примеру, в подразделении въезда, выезда и оформления гражданства Мирзо-Улугбекского РОВД города Ташкента оборудован учебный пункт сбора документов, где ежедневно проходят подготовку операторы, которым предстоит проводить биометрическую паспортизацию. Такие же учебные пункты в ближайшее время будут созданы и во всех областях.
Таким образом, работа по подготовке к введению в Узбекистане биометрической системы паспортизации проводится последовательно, в полном соответствии с Указом Президента нашей страны и утвержденными им положениями.
УзА, Анна Иванова