Russian English French German Italian Spanish Turkish
Bukhara.uz

На работу - за рубеж

23.01.2007

Как сообщает газета «Новости Узбекистана», международная трудовая миграция населения в условиях расширения мирохозяйственных связей занимает все более значительное место в развитии общества. Все большее число государств вовлекается в миграционные процессы, общая численность международных мигрантов увеличивается год от года ускоренными темпами, а характер и направление потоков в различных регионах мира значительно меняются. Так, к концу ХХ века вследствие международной миграции населения к традиционным центрам притяжения мигрантов США, Канады и Австралии добавились новые мировые рынки рабочей силы. Это страны Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Аргентина и Венесуэла в Латинской Америке, а также относительно богатые африканские государства.

За годы своей независимости Республика Узбекистан стала активно вовлекаться в процессы развития трудовой миграции, участвовать в свободном движении работ, товаров и услуг, что естественно стало толчком для проведения глубокого изучения рынков труда развитых стран, анализа соответствия спроса и предложения, изучения востребованности в рабочей силе по определенным отраслям и специальностям.

Также возникла потребность в создании отдельной структуры, уполномоченной заниматься вопросами трудовой миграции. В этой связи, согласно постановлениям правительства Республики Узбекистан решение вопросов трудовой миграции, в частности, трудоустройства граждан Узбекистана за рубежом и привлечение иностранных граждан на работу в нашу республику возложено на Агентство по вопросам внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

На пресс-конференции с начальником Агентства по внешней трудовой миграции Министерства труда и социальной защиты населения Гафурджоном Усмановым основное внимание было уделено развитию миграционных процессов с Южной Кореей - страной, куда на протяжении последних лет поток рабочей силы направляется по официальным каналам. Агентством налажено тесное сотрудничество с уполномоченными органами Кореи по трудоустройству граждан Узбекистана в этой стране. Это было связано с тем, что правительство Кореи стало активно привлекать иностранную рабочую силу с учетом интересов коренного населения в различные отрасли экономики.

Опыт Кореи заключается в том, что правительство страны, своевременно реагируя на наличие маловостребованных со стороны коренного населения рабочих мест, стало открыто привлекать иностранных рабочих. При этом количество иностранных граждан, привлекаемых на различные отрасли экономики, гибко регулировалось и контролировалось правительством этой страны. Более того, правительство Кореи предприняло большие усилия для нахождения четких путей отбора иностранных рабочих. В этой связи между нашими государствами в 1995г. было установлено сотрудничество по отправке узбекских рабочих в Корею, которое началось с успешного подписания Соглашений о сотрудничестве в сфере обучения/трудоустройства с Корейской Федерацией Малого и Среднего Бизнеса и Строительной Ассоциацией Кореи по системе промышленной стажировки иностранцев. По данной системе в Республике Корея прошли стажировку и получили работу свыше 18 тысяч граждан нашей республики.

На иностранных граждан, работающих в Корее, распространяются положения Закона о трудовых стандартах, Закона об охране труда и о минимальной заработной плате. На них распространяются страховка от несчастных случаев на производстве и медицинская страховка. Отмечено, что промышленные стажеры скорее дополняют рынок труда Кореи, чем составляют конкуренцию местным рабочим, и что средние и малые предприятия, на которых в основном работают стажеры, не могут позволить себе перенести производственные площадки за рубеж, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Поэтому трудоустройство стажеров из-за рубежа необходимо как компаниям, так и национальному рынку рабочей силы.

16 августа 2003 г. в Республике Корея был принят Закон "О трудоустройстве иностранцев", согласно которому в 2004 г. была введена новая система, основным моментом которой является выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы желающим работодателям. Введение в действие этой системы позволит положить конец въезду нелегалов на территорию Кореи и привлекать более квалифицированную рабочую силу. Первыми участницами новой системы стали Таиланд, Шри-Ланка, Вьетнам, Монголия, Индонезия и Филиппины, с которыми Республикой Корея были подписаны двусторонние соглашения.

Во время визита государственной делегации Республики Узбекистан в Республику Корея (28-30 марта т.г.) состоялось подписание Меморандума о Понимании между Министерством труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Министерством труда Республики Корея по отправке рабочих в Республику Корея по системе разрешения занятости. Таким образом, наша республика получила право направлять своих граждан на работу в Южную Корею по новой системе.

Участие в новой системе имеет значительные отличия от системы промышленной стажировки, начиная от подачи заявления на трудоустройство в Корее до получения работы.

Необходимо отметить, что как одно из требований новой системы, весь этот процесс осуществляется только при помощи специальных компьютерных программ, которые были установлены программистами Министерства труда Республики Корея.

Данный процесс состоит из нескольких этапов, одним из основных которого является участие в тесте по корейскому языку.

В системе свободного найма для работы в Корее могут участвовать лица в возрасте от 18 лет до 36 лет. Те, кто пройдет тестирование, становятся кандидатами. Проще говоря, попадут на учет в список по программе SPAS. Этот список выставляется на электронную биржу, связанную с Министерством труда Южной Кореи. После того, как корейские работодатели выберут нужного им кандидата, корейская сторона направляет списки нам. И лишь после согласия наших граждан работать в определенной отрасли и по определенной специальности заключается контракт.

Необходимо особо отметить, что включение в список ищущих работу не гарантирует трудоустройство в Корее.

Работодатель Кореи, который хочет нанять иностранного рабочего, при прохождении определенных процедур через отделение Министерства труда Кореи получает доступ к списку ищущих работу, из которого выбирает требуемого работника и получает разрешение на его привлечение, выдаваемое Министерством труда Кореи.

После подписания кандидатом трудового контракта, Агентство по вопросам внешней трудовой миграции в согласовании с Министерством труда Кореи проводит платное предварительное обучение в специально назначенном учебном заведении. Обучение будет состоять из таких предметов как культура Кореи, понятие о системе разрешения занятости, производственная безопасность, а также специальные предметы.

По данным Агентства по внешней трудовой миграции, в настоящее время ведутся переговоры по организации сотрудничества в области трудовой миграции с Японией, Польшей, Латвией, Российской Федерацией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Испанией, Италией, Португалией, Малайзией, Новой Зеландией и Австралией. Процесс это требует времени, ведь у каждого государства своя политика в плане миграционного законодательства. И при налаживании контактов по установлению двустороннего сотрудничества следует учитывать так называемые точки соприкосновения по части трудоустройства.

«назад