Совершенствование деятельности музеев
18.02.2011
Во главе с Президентом Исламом Каримовым в нашей стране уделяется особое внимание дальнейшему совершенствованию деятельности музеев, сохранению их уникальных экспонатов, их изучению и широкой пропаганде. Ведь музеи играют важную роль в повышении духовности человека, обогащении мировоззрения, глубоком изучении богатого наследия наших предков.
Указ главы государства «О коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев» от 12 января 1998 года и постановление Кабинета Министров об утверждении нормативно-правовых документов, необходимых для реализации Закона Республики Узбекистан о музеях от 12 апреля 2010 года, служат дальнейшему расширению масштаба работ в данном направлении.
Это можно видеть и на примере деятельности Музея прикладного искусства Узбекистана.
– В нашем музее хранятся как древние образцы народного ремесленничества, так и созданные в разные периоды работы известных народных мастеров, уникальные жемчужины национальной культуры – образцы ювелирных, золотошвейных, гончарных изделий, вышивки, резьбы по дереву, чеканки, национальные ткани, картины, – говорит заместитель директора музея Тухтамурод Умрзаков. – С целью обогащения экспозиций музея, еще большего привлечения посетителей, особенно молодежи, мы постоянно обновляем экспонаты.
Хранящиеся в фондах музея произведения народно-прикладного искусства подразделяются на три части. Каждый экспонат воплощает в себе древние традиции, национальный колорит. Созданные во второй половине ХХ века произведения свидетельствуют о том, что даже в условиях советского режима узбекские ремесленники в своем творчестве сохранили национальную самобытность. В работах сегодняшнего дня воплощены современность и национальные традиции.
Среди экспонатов музея особое место занимают изделия, прославившие узбекское национальное ремесленничество на весь мир. Работы сотен известных мастеров – мастера резьбы по дереву из Хорезма Ота Полвонова, мастера резьбы по ганчу из Бухары Ширина Муродова, самаркандских мастеров Болты Джураева, Умаркула Джуракулова, кокандских мастеров Кадыржана Хайдарова, Лутфулы Фазылова, ташкентских ремесленников Мухиддина Рахимова, усто Усмана Зафарова свидетельствуют о высоком творческом потенциале нашего народа.
В экспозиции широко представлены лучшие образцы из более чем 7 тысяч изделий народно-прикладного искусства, хранящихся в музейном фонде. Неизгладимые впечатления на посетителей производят уникальные образцы вышивки, гончарного искусства, керамики мастеров Гиждувана, Шахрисябза, Ташкента, Риштана, Самарканда, Хорезма, национальных тканей – хан-атласа, номозшомгула, шелка, бекасама и адраса, изящные столики, пеналы, столбы, двери и стулья, украшенные резьбой, ювелирные украшения, чеканка.
В музее традиционно проводятся занятия по истории прикладного искусства для студентов Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, Государственного института искусств Узбекистана, Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кодыри, учащихся лицеев изобразительного и прикладного искусства. Вместе с тем здесь организуются персональные выставки молодых художников, мастеров и ремесленников. В частности, в этом году в музее было организовано более десяти выставок.
Музей также является своеобразной школой совершенствования для народных мастеров и художников. В открытом здесь центре «Хунар-санъат» молодежь обучается секретам профессии в соответствии с традицией «Мастер-ученик».
Посетители музея в этом центре могут непосредственно ознакомиться с процессом создания изделий народно-прикладного искусства. Создаваемые мастерами произведения служат обогащению музейного фонда. Вместе с тем мастера центра занимаются реставрацией экспонатов музея.
Как отмечает руководитель центра «Хунар-санъат» Баходир Абдуллаев, в нем работают мастера почти десяти видов ремесленничества, в том числе мастера резьбы по дереву, вышивке, гончарному, золотошвейному делу, ковроткачеству, которые обучают молодежь тонкостям своего искусства. За прошедшие пять лет в центре обучалось около ста юношей и девушек, которые в настоящее время работают самостоятельно.
– Я изучаю здесь тонкости резьбы по дереву, – говорит Комил Юсупов. – Рад, что имею возможность учиться у известных мастеров, а также тому, что наши изделия выставляются в экспозиции музея. Благодаря полученным здесь знаниям мы сумеем внести вклад в процветание страны.
Такие заведения, свидетельствующие о древней истории нашей Родины, богатом культурном наследии, служат росту духовности и мышления нашего народа, в первую очередь молодежи. Знающая свои истоки, народное искусство молодежь обладает сильным духовным иммунитетом, твердой жизненной позицией, крепким духом.
УзА, Г.Саттарова
«назадУказ главы государства «О коренном улучшении и совершенствовании деятельности музеев» от 12 января 1998 года и постановление Кабинета Министров об утверждении нормативно-правовых документов, необходимых для реализации Закона Республики Узбекистан о музеях от 12 апреля 2010 года, служат дальнейшему расширению масштаба работ в данном направлении.
Это можно видеть и на примере деятельности Музея прикладного искусства Узбекистана.
– В нашем музее хранятся как древние образцы народного ремесленничества, так и созданные в разные периоды работы известных народных мастеров, уникальные жемчужины национальной культуры – образцы ювелирных, золотошвейных, гончарных изделий, вышивки, резьбы по дереву, чеканки, национальные ткани, картины, – говорит заместитель директора музея Тухтамурод Умрзаков. – С целью обогащения экспозиций музея, еще большего привлечения посетителей, особенно молодежи, мы постоянно обновляем экспонаты.
Хранящиеся в фондах музея произведения народно-прикладного искусства подразделяются на три части. Каждый экспонат воплощает в себе древние традиции, национальный колорит. Созданные во второй половине ХХ века произведения свидетельствуют о том, что даже в условиях советского режима узбекские ремесленники в своем творчестве сохранили национальную самобытность. В работах сегодняшнего дня воплощены современность и национальные традиции.
Среди экспонатов музея особое место занимают изделия, прославившие узбекское национальное ремесленничество на весь мир. Работы сотен известных мастеров – мастера резьбы по дереву из Хорезма Ота Полвонова, мастера резьбы по ганчу из Бухары Ширина Муродова, самаркандских мастеров Болты Джураева, Умаркула Джуракулова, кокандских мастеров Кадыржана Хайдарова, Лутфулы Фазылова, ташкентских ремесленников Мухиддина Рахимова, усто Усмана Зафарова свидетельствуют о высоком творческом потенциале нашего народа.
В экспозиции широко представлены лучшие образцы из более чем 7 тысяч изделий народно-прикладного искусства, хранящихся в музейном фонде. Неизгладимые впечатления на посетителей производят уникальные образцы вышивки, гончарного искусства, керамики мастеров Гиждувана, Шахрисябза, Ташкента, Риштана, Самарканда, Хорезма, национальных тканей – хан-атласа, номозшомгула, шелка, бекасама и адраса, изящные столики, пеналы, столбы, двери и стулья, украшенные резьбой, ювелирные украшения, чеканка.
В музее традиционно проводятся занятия по истории прикладного искусства для студентов Национального института художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, Государственного института искусств Узбекистана, Ташкентского государственного института культуры имени Абдуллы Кодыри, учащихся лицеев изобразительного и прикладного искусства. Вместе с тем здесь организуются персональные выставки молодых художников, мастеров и ремесленников. В частности, в этом году в музее было организовано более десяти выставок.
Музей также является своеобразной школой совершенствования для народных мастеров и художников. В открытом здесь центре «Хунар-санъат» молодежь обучается секретам профессии в соответствии с традицией «Мастер-ученик».
Посетители музея в этом центре могут непосредственно ознакомиться с процессом создания изделий народно-прикладного искусства. Создаваемые мастерами произведения служат обогащению музейного фонда. Вместе с тем мастера центра занимаются реставрацией экспонатов музея.
Как отмечает руководитель центра «Хунар-санъат» Баходир Абдуллаев, в нем работают мастера почти десяти видов ремесленничества, в том числе мастера резьбы по дереву, вышивке, гончарному, золотошвейному делу, ковроткачеству, которые обучают молодежь тонкостям своего искусства. За прошедшие пять лет в центре обучалось около ста юношей и девушек, которые в настоящее время работают самостоятельно.
– Я изучаю здесь тонкости резьбы по дереву, – говорит Комил Юсупов. – Рад, что имею возможность учиться у известных мастеров, а также тому, что наши изделия выставляются в экспозиции музея. Благодаря полученным здесь знаниям мы сумеем внести вклад в процветание страны.
Такие заведения, свидетельствующие о древней истории нашей Родины, богатом культурном наследии, служат росту духовности и мышления нашего народа, в первую очередь молодежи. Знающая свои истоки, народное искусство молодежь обладает сильным духовным иммунитетом, твердой жизненной позицией, крепким духом.
УзА, Г.Саттарова