В Узбекистане совершается поэтапный переход к двенадцатилетнему обучению
03.07.2007
– Двенадцатилетнее обучение включает общее среднее и среднее специальное, профессиональное образование, – сказал Ш.Эргашев. – Такой подход позволяет обучать на уровне мировых стандартов, готовить специалистов с учетом экономико-демографических условий каждого региона, потребностей и нужд местного рынка труда.
После окончания общей средней образовательной школы учащийся продолжит образование в среднем специальном, профессиональном учебном заведении, причем выбирает его сам.
В этом году в столице уже состоялся полный переход к двенадцатилетнему образованию. С созданием на местах современных академических лицеев и профессиональных колледжей, способных принять всех выпускников, данный процесс получит завершение в Республике Каракалпакстан и областях.
Учащимся общеобразовательных школ оказывается помощь в выборе академических лицеев и профессиональных колледжей, формировании профессиональных планов, соответствующих их интересам, склонностям и способностям. В частности, в службе профессиональной ориентации Министерства народного образования собрана и классифицирована информация о сотнях профессий.
Организован соответствующий электронный банк материалов, которые направляются в региональные центры профориентации, а затем – в общеобразовательные школы. Кроме того, наш центр снимает видеофильмы. А о тех специальностях, которые пользуются наибольшим спросом, готовятся брошюры и пособия. В частности, будут изданы пособия «Мир профессий» и «Азбука профессий».
Важное значение имеют постановления руководителя нашей страны от 27 июня 2006 года о мерах по расширению обучения выпускников общеобразовательных школ в академических лицеях и профессиональных колледжах и от 1 мая этого года о полном переходе к двенадцатилетнему образованию и дополнительных мерах по своевременной подготовке строящихся и реконструируемых в городе Ташкенте профессиональных колледжей и академических лицеев к 2007-2008 учебному году. В них определены задачи по профессиональной ориентации школьников.
В Ташкенте, а также регионах, где имеется возможность полного охвата учащихся 9-х классов средними специальными, профессиональными образовательными учреждениями, осуществлен переход к двенадцатилетнему образованию.
Ожидаемый результат дало организованное проведение этого процесса, повышение эффективности профориентации учащихся, регулярное проведение среди школьников и их родителей разъяснительной работы о значении системы среднего специального, профессионального образования.
В соответствии с планом, разработанным Министерством народного образования Узбекистана и Центром среднего специального, профессионального образования, были выявлены районы и города, имеющие возможность привлечь выпускников 9-х классов в академические лицеи и профессиональные колледжи.
На местах прошли беседы, специальные семинары, фестивали профессий, интересные встречи на темы «Родина ждет тебя», «Встреча трех поколений» с участием учителей, педагогов-психологов, учащихся, родителей, представителей общественности. Учащиеся ознакомились с деятельностью средних специальных образовательных учреждений по интересующему их профилю.
В Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте состоялись территориальные семинары. Ответственные работники системы образования, общественного движения молодежи «Камолот», учителя, представители местных хокимиятов, министерств, махаллей, женских организаций обсудили актуальные задачи и наметили меры по решению существующих проблем.
Заслуживает внимания то обстоятельство, что в Ташкенте документы выпускников по избранным ими направлениям были сданы в средние специальные, профессиональные учебные заведения в централизованном порядке. Причем сведения об учебных заведениях, о порядке сдачи документов, их список и другие данные были заранее доведены до каждого учащегося.
Выпускникам оказывалась необходимая помощь и давались консультации директором школы, классным руководителем, практикующим психологом и родителями. Принимались меры по устранению излишней волокиты.
Центр среднего специального, профессионального образования организовал на базе пяти учебных заведений столицы опорные консультативные центры всех академических лицеев и профессиональных колледжей, где в организованном порядке принимались документы.
Следует отметить, что выпускники 9-х классов, побеждавшие в международных, республиканских, областных и на столичном этапе олимпиад по предметам, при поступлении в учебные заведения имеют преимущества.
Инвалиды с детства, сироты и выпускники, оставшиеся без присмотра родителей, по решению Государственной комиссии Республики Узбекистан по приему в образовательные учреждения принимаются напрямую в число учащихся соответствующих академических лицеев и профессиональных колледжей. Остальные выпускники – по средним баллам аттестатов.
В тех случаях, когда эти баллы равны по избранным направлениям, учитывается сумма баллов, полученных по определенным предметам. Если у выпускников общие баллы являются равными и в некоторых других случаях вопрос рассматривается Государственной комиссией Республики Узбекистан по приему в образовательные учреждения.
Все это – практическое проявление огромного внимания руководителя страны Ислама Каримова к вопросам образования, воспитания всесторонне развитой личности.