Рассказ о двух фермерах
Однажды перед ними появился странного вида человек, утверждавший, что несёт весть от Бога. Обоим фермерам стало интересно, и они слушали его слова с большим вниманием. Посланец сказал, что они любимы и, благодаря усердному труду, заслужили возможность удесятерить свой урожай! Им посылаются в дар силы сделать это самим. Чтобы пробудить эти силы, фермеры должны были всего лишь освободить свои поля от посевов. Они должны были их полностью запахать, а потом перебрать все корни на предмет вредителей и порчи и выбросить всякую нечисть. Когда они справятся с этим, они немедленно должны заново всё засеять. Предвидя их новые труды, сказал посланник, Бог изменяет времена года, посылая, когда надо, больше дождя и солнца и отводя от них засуху — поистине перестраивая привычный для них земледельческий уклад, для того чтобы они смогли воспользоваться новым даром. В их обязанности входило всё так же заниматься нелёгким трудом фермера, однако новый дар, в конечном счёте, намного увеличит их урожай.
Это было в ту пору, когда старый урожай уже почти созрел. У обоих фермеров урожай был богатым, и оба они были готовы собрать его и продать на рынке, выручив средства на прожитье на весь будущий год, и купить семена для посева на следующий сезон. Оба фермера не решались уничтожить урожай и потерять уверенность в завтрашнем дне. В конце концов, что плохого в том, что они сейчас соберут его, а своей силой воспользуются позже? Этот урожай был уже на подходе, а пересев его сейчас ни к чему хорошему в эту пору года не приведёт. Ведь каждый фермер скажет, что семена сейчас не взойдут.
Первый фермер обсудил с семьёй эту весть и спросил у своих родных совета. Обдумав то, что он услышал о посланца, они решили, что Бог не причинит им вреда и поэтому лучше всего буквально последовать тому, о чём говорилось в послании. Поэтому фермер уничтожил созревший урожай так, как это было сказано, и полностью перепахал землю. Он тщательно очистил корни от всякой нечисти, выбросил её и немедленно пересеял поле.
Второй фермер не поверил посланнику и приготовился собрать урожай как обычно. Вскоре после этого полили дожди. Это сильно потрясло обоих фермеров, так как в эту пору уже много лет не бывало дождей. Дождь напоил влагой всходы на поле первого фермера и залил несобранный урожай второго. Потом начались ветры, причем в то время, когда их прежде не бывало. Урожай первого фермера только начал всходить благодаря дождю, и ветер не мог причинить ему вреда. А то, что осталось от затопленного урожая второго фермера, стояло во весь рост и было сломано сильными ветрами.
Вот и получилось, что урожай первого фермера вырос высоким и обильным, превзойдя все его ожидания. И возрадовался он новой силе, благодаря которой смог собрать такой обильный урожай — как и предсказывал посланник. Второй фермер потерял свой старый урожай, ему пришлось подстраиваться под новый порядок времён года и ждать новой посевной, а потом опасаться новых непредвиденных сезонных изменений.
Будучи человеком набожным, первый фермер отпраздновал новый урожай и поделился излишками со вторым, а тот, поняв, что условия на Земле изменились, принял предложение первого, без чувства уязвлённого самолюбия или сожаления. Оба фермера со своими семьями работали на полях, пока, наконец, и второй фермер с наступлением нового сезона не смог посеять семена.
Комментарий Кэрролла Ли
В этой притче фигура фермера олицетворяет собой человека, связанного с Землёй, который в труде и в гармонии с природой добывает свой хлеб насущный. Что важно, фермеры эти ни от кого не зависят и могут «обрабатывать свою землю сами, без посторонней помощи». Итак, пред нами два человека, живущих на Земле, существование которых зависит от планеты и которые полностью ответственны за всё, что их окружает. Не кажется ли вам такой сценарий знакомым? Это прямая метафора нас самих. Таким образом, фермеры олицетворяют всех нас, живущих на Земле.
Следующая часть повествования относится к тем из нас, кто живёт в относительной безопасности. Крайон не зря упоминает, что фермеры жили безбедно и обычно каждый год собирали хороший урожай. Большинство из нас живут подобным образом: мы усердно трудимся и, в общем, каждый год сводим концы с концами. Далее Крайон даёт понять, что действие притчи разворачивается в стране со свободной рыночной экономикой, где «часть своего урожая они продавали на рынке, чтобы купить потом всё остальное и ни в чём не нуждаться». Эти слова очень важны, ибо однозначно указывают на то, что действие притчи происходит в свободном обществе нашего типа.
Однако самое главное заключается в следующих словах: «Однажды перед ними появился странного вида человек, утверждавший, что несёт весть от Бога. Обоим фермерам стало интересно, и они слушали его слова с большим вниманием». Это удивительный ключ, который ясно указывает, о ком на самом деле говорит Крайон и кого он считает главными действующими лицами этой притчи. Как бы отреагировало большинство людей, если бы перед ними появился некто, утверждающий, что принёс Божественное послание? Большинство не дало бы ему договорить и подняло на смех (таково уж общество, в котором мы живём). Но фермеры не относились к числу таких людей, ибо им «стало интересно, и они слушали его слова с большим вниманием». Обратите внимание, что им не просто было интересно, но что они слушали с большим вниманием. Большинство из читателей уже понимают, что Крайон предлагает нам притчу о двух просветлённых людях, живущих в новую эпоху.
Дальше в притче рассказывается о том, как посланник говорит о грядущих переменах, о необходимости сделать нечто не привычное и нелогичное, чтобы вписаться в них. То, чего они ранее никогда не делали, и что идёт вразрез со всем, чему они научились в земледелии.
Всё сказанное им можно истолковать следующим образом:
1) Очистить поле от старого урожая — значит отказаться от привычного подхода к жизни.
2) Перепахать его — полностью похоронить старый подход к жизни.
3) Выбросить всякую нечисть и паразитов после этого — отказаться от любой сильной привязанности, в первую очередь избавиться от привычного, но раздражающего.
4) Немедленно пересеять — безоговорочно воспринять новую энергию и новый подход к жизни.
5) Посланник сообщил, что Земля вокруг них должна измениться, — надо принять и поддержать эту мысль.
Как повествуется далее, один из фермеров попал в беду, поскольку урожай был уже готов к сбору, и он на самом деле не поверил тому, о чём говорил посланец. Крайон сообщает, что оба фермера не решались уничтожить урожай, показывая тем самым, что и тому, кто всё же решился последовать совету, это было так же нелегко. Действительно, трудно сделать то, о чём нас просят! Никто не может легко отбросить привычный подход к жизни и принять нечто новое. Даже если за это будут сулить великую награду (например, десятикратный прирост урожая), это тяжело, поскольку мы не знаем, что нас ожидает.
Когда я думал об этом рассказе, я не переставал удивляться, как можно было игнорировать речи посланника Бога. Затем я улыбнулся про себя, вспомнив, что в воскресной школе я задался тем же вопросом, когда впервые прочитал, как фараон лишь ожесточался с каждым разом всё больше и больше в ответ на всё новые и новые «неопровержимые» аргументы Моисея по поводу необходимости освобождения рабов. Фараон что — был дураком, что ли? Теперь Крайон показывает мне, что у всех у нас такой же «тяжелый случай»! Действительно, очень трудно изменить свой подход к жизни, ведь он нам так привычен и мы так долго зависели от него.
В притче один из фермеров следует совету, а другой нет. Вскоре погодные изменения (дожди и ветры, которых прежде не бывало в эту пору года) кардинально повлияли на их жизнь. Они оказались благотворны для фермера, который последовал совету посланника, ведь новый посев дал небывалые всходы. Урожай же другого фермера был уничтожен (несмотря на то, что перед приходом посланца колосья были здоровыми и сильными).
Мораль здесь ясна: старые подходы уже не годятся. Происходящие с Землёй перемены сделают их бесплодными. Даже самые жизнеспособные и успешные при старой энергии методы уйдут в прошлое. Плодотворными будут лишь новые, принципиально иные, сейчас ещё даже неведомые. Эти методы будут благотворны, исполнены любви и принесут изобилие.
И, наконец, фермер, урожай которого был обильным, делится им с тем, который не послушал посланника! Его никто не осуждает и никто в него не тычет пальцем. Второй фермер, который явно всё провалил, не испытывает особого удовольствия, когда с ним делится тот, у которого всё получилось. В этой мысли скрыто очень многое, и для того, чтобы растолковать всю мудрость новой эпохи, понадобится не один десяток томов. Оба фермера приняли на себя ответственность за совершённое ранее. После этого они работали вместе, в гармонии и согласии, до победного конца, когда и второй вырастил урожай.
Эта притча предназначалась, прежде всего, для людей просветлённых, учителей и работников. Урок, который несёт она в себе, находит удивительные и самые разнообразные подтверждения, свидетельствующие о том, что легкомысленно к ней относиться не стоит. На самом деле в ней представлен сценарий тех перемен, которые происходят на планете как раз тогда, когда вы читаете эти строки. Потратьте ещё несколько минут, чтобы её перечитать. В ней содержатся удивительные и яркие откровения.
«назад