Дзэнские притчи
Тонкий шёлк
Когда кто-то сказал, что обложки из тонкого шёлка неудобны тем, что быстро портятся, Тонъа заметил в ответ:
— Тонкий шёлк становится особенно привлекательным после того, как края его растреплются, а свиток, украшенный перламутром, — когда ракушки осыплются.
С тех пор я стал считать его человеком очень тонкого вкуса.
Твой свет может погаснуть
Студент, изучающий Тендай, философскую школу Буддизма, пришёл к дзэнскому учителю Гадзану, чтобы стать его учеником. Когда через несколько лет он собрался уходить, Гадзан предостерёг его:
— Умозрительное изучение Истины полезно лишь как путь собирания материала для проповеди. Но помни, твой свет истины может померкнуть.
Такой же, как все
Жил был человек. Жил как все, работал как все, и даже умер как все.
Но кто-то написал о нём притчу и отдал её мастеру дзен. Мастер дзэн знал, что с ней делать и поэтому превратил её в свое учение. И учение распространилось по местности, и стали люди восхвалять мастера дзен, которому, в общем, было всё равно. И стали они стекаться толпами, чтобы послушать это великое учение.
Счастливый Китаец
Все, кто бывал в китайских кварталах Америки, видели там статуи бравого молодца с мешком на спине. Китайские торговцы зовут его Счастливым Китайцем или Смеющимся Буддой.
Этот человек по имени Хотэй жил во времена династии Тан (618–907). Он не желал называться мастером дзэн, не желал собирать вокруг себя учеников. Вместо этого он с большим мешком бродил по улицам. В мешке были фрукты, орехи, сладости, которые он раздавал детям, собиравшимся возле него. Он устраивал на улицах детские сады.
Сухие листья
Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец, все работы были завершены, и император пригласил всю знать полюбоваться красотой сада.
Все были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера Лин-чи, который считался непревзойденным знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Лин-чи, все присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Лин-чи ответил:
Суть Цзу-Мина
Цзуй-Ень, думая, что он уже достиг чего-то в дзэне, совсем молодым монахом оставил монастырь Цзу-Мина и отправился странствовать по Китаю. Когда он через много лет посетил монастырь, его старый учитель спросил:
— Скажи мне, в чем суть буддизма?
Цзуй-Ень ответил: