Russian English French German Italian Spanish Turkish
Главная страница Восточные мудрецы

Восточные мудрецы

Навои Алишер Низамиддин Мир ( 1413-1501 гг.)

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Навои Алишер Низамиддин Мир ( 1413-1501 гг.)

Узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках – тюркском и фарси (персидском). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 г. стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 г. был назначен визирем и получил титул эмира. Навои оказывал помощь ученым, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

Убежденный гуманист, борец  против средневекового деспотизма и произвола, Навои обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие чиновников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных.

Подробнее: Навои Алишер Низамиддин Мир ( 1413-1501 гг.)

   

Саади (ок. 1205-1292).

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Саади (ок. 1205-1292).

Родился в городе Шираз в семье муллы. Родители дали ему имя Муслитхаддин  Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин, а Саади он стал позже, взяв это имя в качестве псевдонима.

В середине 20-х гг. он учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х годах совершил хадж в Мекку, после чего два тысячелетия был дервишем, обойдя чуть ли не весь мусульманский мир.

В 1257 г. В Дамаске он написал поэму «Бустан» и, вернувшись в Шираз, преподнес ее местному правителю Абу Берну ибн Саду. Ему же посвятил Саади и поэму «Гулистан», написанную в 1258 г. В Ширазе поэт вел полуотшельническую жизнь духовного наставника, поселившись в скромной хижине на окраине города. Кроме двух уже названных поэм Саади написал «Пять межлисов» религиозно-философские наставления и поучения, а также элегии и любовно-лирические стихи: «Тарджибанд» -- цикл из 22 любовных газелей, соединенных рефреном, и еще 4 сборника газелей, а также «Книгу Сахибов» -- сборник лирических  стихов нравоучительного содержания.

Все творчество Саади – Высокий образец поэтического искусства, справедливо считающийся классикой персидско-таджикской литературы.

Подробнее: Саади (ок. 1205-1292).

   

Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей) (1226-1286 гг.)

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей) (1226-1286 гг.)

Сирийский писатель, ученый, музыкант. Родился в семье врача. Медицину и риторику изучал в Антиохи и Триполисе. В 1246 г. назначен епископом. Позже достиг высокого положения главы монофизитов – сирийских христиан. Автор многочисленных трудов по медицине, астрономии, философии, теологии, риторике. Был последователем учения Абу Али ибн Сины (Авиценны).

Литературное наследие писателя огромно. Наиболее интересна «Книга занимательных историй», где проповедь смирения, благочестия, любви к Богу и других христианских добродетелей внезапно прерывается едкой насмешкой над правителями, анекдотами и рассказами явно атеистического характера. Писатель бичевал человеческие пороки – жадность, зависть, трусость, глупость, болтливость, невежество. Носителями пороков обычно выступают в его рассказах имущие, а к «маленьким» людям он относился с нескрываемой симпатией.

Подробнее: Абу-ль-Фарадж (Григорий Иоанн Бар-Эбрей) (1226-1286 гг.)

   

Низами Ганджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (1141-1211 гг.)

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Низами Ганджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (1141-1211 гг.)

Азербайджанский поэт, мудрец. Получил хорошее образование, уже в юности писал лирические стихи. Женился на своей рабыне Афак. Все творчество поэта оказало исключительно сильное влияние на средневековую литературу Средней Азии и Ближнего Востока. Основное сочинение – «Пятерица» («Хамсе») – состоит из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хусрав и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-наме», в которой создана своего рода социальная утопия и дан образ идеального, с точки зрения автора, правителя.

Сохранилась также часть лирического «дивана».

Подробнее: Низами Ганджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (1141-1211 гг.)

   

Аль-Маари Ахмад (Абу-ль-Аля) (979-1057 гг.)

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Аль-Маари Ахмад (Абу-ль-Аля) (979-1057 гг.)

Арабский мыслитель и мудрец. Родился в сирийском городке Маара. Отец – местный судья. К 20 годам овладел всеми науками и преуспел в составлении сборников «увещаний», то есть афоризмов дидактического содержания, написанных рифмованной прозой. Из его сочинений известны «Обязательность необязательного» (книга стихов), «Искры огнива».

Подробнее: Аль-Маари Ахмад (Абу-ль-Аля) (979-1057 гг.)

   

Хафиз Шамседдин Мохаммед (ок. 1325-1390).

Внимание, откроется в новом окне. ПечатьE-mail

Хафиз Шамседдин Мохаммед  (ок. 1325-1390).

Родился в небогатой семье в городе Ширазе. С детства много и тяжело трудился, но благодаря необыкновенным способностям стал хафизом – человеком, знающий наизусть весь Коран.

После смерти Хафиза были собраны все его сочинения, составившие обширный «Диван», состоящий из 418 газелей, 5 крупных касыд-панигириков, 29 китов и 41 рубаи.

Кроме них были три небольшие месневи – поэмы состоящие из двустиший со смежной рифмой: «Дикая лань», «Саки-наме» и «Моганни-наме».

Подробнее: Хафиз Шамседдин Мохаммед (ок. 1325-1390).

   

Страница 2 из 3

 Предыдущая  1  2  3  Следующая