Суфийские притчи
Доказательство лисы
Давным-давно жила-была лиса, которая встретила молодого кролика в лесу. Кролик спросил:
— Кто ты такая?
Лиса ответила:
— Я — лиса, и я могу тебя съесть, если захочу.
— Как ты можешь доказать, что ты лиса? — спросил кролик.
Доброта
Учитель дал ученику письмо с указанием вскрыть его после его смерти и показать его преемнику. В письме говорилось: «Я плохо относился к этому ученику». Когда ученик услыхал его содержание, он преисполнился печалью и произнёс:
— Он быль столь великодушен, что его доброта ко мне виделась ему жестокостью, в сравнении с Величайшей Добротой, какая только возможна в мире.
Диспут с учёными
Сообщают, что у Бахауддина Накшбанди спросили:
— Почему вы не дискутируете с учёными? Такой-то мудрец регулярно это делает, неизменно приводя учёных в полное замешательство, а своих учеников в восхищение.
Дервиш на мосту
Однажды султан со свитой объезжал город и вдруг заметил, что на мосту через реку сидит дервиш и любуется течением вод. Султан приказал немедленно доставить дервиша к себе. Хотелось ему отчитать этого бродягу и бездельника за то, что тот загородил собой проход. Стражники подбежали к человеку на мосту и приказали ему подойти к султану. Тот отказался. Стража схватила дервиша, но он уцепился за перила моста, с криками отпихивая стражников ногами. Наконец стража за руки и за ноги приволокла дервиша к султану.
Дервиш и учёный
Один учёный, известный человек в Басре, пришёл навестить скромную обитель старого дервиша. Дервиш приболел и лежал в постели. Учёный подсел к нему и завёл благочестивую беседу. Он долго и красочно говорил о том, как ужасен мир, погрязший в пороке.
Дервиш выслушал его молча. Когда же учёный окончил речь, дервиш молвил в ответ:
Делёж верблюдов
Живший некогда суфий хотел сделать так, чтобы ученики после его смерти нашли подходящего им учителя Пути. Поэтому в завещании, после обязательного по закону раздела имущества, он оставил своим ученикам семнадцать верблюдов с таким указанием: «Разделите верблюдов между самым старшим, средним по возрасту и самым младшим из вас следующим образом: старшему пусть будет половина, среднему — треть, а младшему — одна девятая».