Статьи о Бухаре
Божественный налог
У одного мудреца спросили:
- В вашей семье всегда достаток. Поделитесь опытом, как вы распоряжаетесь своим доходом?
(XVIII в.) БУХАРСКИЙ ТРАКТАТ О ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ
Предисловие
ТРАКТАТ О ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ БУХАРЕ
БУХАРСКИЙ ТРАКТАТ О ЧИНАХ И ЗВАНИЯХ И ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ НОСИТЕЛЕЙ ИХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ БУХАРЕ
Переподы и объяснения административных терминов, бывших в обиходе среднеазиатских государств, всегда составляли камень преткновения для историков и ориенталистов, поскольку детали государственного устройства и функции правительственного аппарата в среднеазиатских ханствах оставались весьма плохо изученными. В частности, это относится к средневековой и к позднейшей Бухаре. Когда нужно было привести название того или иного должностного бухарского лица, то обычно его местное название или оставалось совсем без объяснения, или даваемое объяснение часто не соответствовало действительности и вводило в заблуждение.
И. В. ВИТКЕВИЧ ЗАПИСКИ, 1835
Предисловие
С важными в научном отношении материалами П. И. Демезона теснейшим образом перекликается еще один документ о Бухарском ханстве 30-х годов прошлого века. Это «Записка, составленная по рассказам Оренбургского линейного батальона № 10 прапорщика Виткевича относительно пути его в Бухару и обратно». Также публикуемая в настоящем издании, она сохранилась в нескольких рукописных экземплярах — в Архиве Академии наук России [1, л. 1—59]; Центральном государственном военно-историческом архиве России [11, л. 4—55] и, возможно, в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства России (см. [10]).
Aлександр Борнс "Путешествие в Бухару"
По прибытии в Бухару первая забота наша состояла в том, чтобы переменить одежду и во всем приноровиться к правилам, предписанным законами этой страны, хотя, быть может, обращение к министру и избавило бы нас от такой необходимости. Мы немедленно заменили свои чалмы некрасивыми овчинными шапками, а свои камарбанды (пояса) - грубым снурком или тесьмою; также сняли верхнее платье и чулки, что в священном городе Бухаре составляет внешнее различие между неверными и правоверными. Узнав, что одни только магометане имеют право ездить в стенах этой столицы, мы радостно согласились ходить пешком и таким ничтожным пожертвованием купить себе позволение жить сколько нам угодно в городе, который в стихах, описывающих Самарканд всемирным раем, назван крепостью ислама и веры.
БЛАГОРОДНАЯ БУХАРА, ИЛИ ВОЯЖ В ГОРОД В ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ ЛЕТ. Часть 2
ЦЕНТР ВОСТОЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Бухара в течение многих столетий считалась не только центром науки, просвещения и искусства. Это был также и мировой центр торговли. Вспомните: через этот город проходил Великий Шелковый путь. Сюда ежедневно стекались сотни караванов из Китая, Индии, Персии. Здесь были купцы из Европы. Товары доходили аж с Африки и Японии. Мои родственники сказали, что в нашем роду были великие караванщики, имевшие торговлю от Китая до Ближнего Востока. Но, к сожалению, семейная история ничего не сохранила о них, ибо в годы Советской власти такое родство с далекими предками могло закончится весьма печально для потомков.
Подробнее: БЛАГОРОДНАЯ БУХАРА, ИЛИ ВОЯЖ В ГОРОД В ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧ ЛЕТ. Часть 2
Эмир Бухарский Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан (1859-1910).
22 декабря минувшего года погребен скончавшийся в своей столице эмир бухарский, Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан. Почивший эмир был сын эмира бухарского Сеида Мозафара, при котором Бухара приняла протекторат России.
Подробнее: Эмир Бухарский Сеид-Абдул-Уль-Ахад-хан (1859-1910).